По свидетельствам историков, Аристотель родился во Фракии, в городе Стагире. Его отец был наследственным придворным лекарем царя Македонии и наверняка передал сыну если не свои знания, то хотя бы интерес к познанию вообще.
Когда юному отпрыску царского лекаря исполнилось семнадцать лет, он приехал в Афины и поступил в Академию знаменитого философа Платона. Целых двадцать лет оставался Аристотель его учеником и лишь после этого срока покинул стены платоновской школы.
Окончив обучение, он много путешествовал, набирался знаний и опыта. И неожиданно получил предложение царя Македонии Филиппа заняться воспитанием его тринадцатилетнего сына Александра — будущего великого полководца, завоевавшего полмира…
Конечно, вряд ли стоит думать, что именно своему учителю Александр Македонский обязан победами. Для непоседливого и наверняка избалованного царевича его новый наставник был скорее помехой в шалостях и развлечениях, сторожем, приставленным к нему отцом. Тем более, что философа трудно было назвать обаятельным. Аристотель был хил. Его тонкие губы вечно змеились язвительной усмешкой. Короче говоря, тринадцатилетнему сорванцу он должен был казаться старым и скучным педантом. Да и общение философа с будущим полководцем продолжалось недолго. Уже в шестнадцать лет Александр возглавил войско отца и начал походную жизнь.
Аристотель был весьма педантичен, многие историки подчеркивали эту черту его характера. Тем не менее царственный воспитанник до самой своей смерти питал к учителю чувство если не любви, то глубокого уважения. Он не только щедро одарил его, но и не забывал присылать из дальних походов редкости, а время от времени и письма.
Расставшись с Александром, Аристотель вернулся в Афины, где основал школу. Там он в течение двенадцати лет написал большинство своих философских сочинений и воспитал много учеников.
В своем учении Аристотель продолжал развивать взгляды Эмпедокла, изменив их немного по-своему. Он также был уверен, что первоосновой всего существующего является какая-то единая первоматерия. Но существовать она могла в четырех разных состояниях: быть сухой и холодной, определяя тем самым стихию земли; быть холодной и влажной, определяя стихию воды; быть теплой и влажной, примером чего должна была считаться стихия воздуха, и быть сухой и теплой, как стихия огня. Других элементарных состояний в природе существовать, по мнению Аристотеля, не могло.
Попробуйте сами представить в одном теле сочетание теплого и холодного или сухого и влажного. Невозможно! Противоположные качества уничтожат друг друга.
К четырем стихиям Эмпедокла Аристотелю, правда, пришлось прибавить пятую — эфир. По мнению философа, земля и небо не могли иметь между собой ничего общего. А следовательно, для всего небесного хозяйства нужна была и специальная форма материи — эфир. Из эфира, полагал философ, состояли небеса, звезды и планеты.
Первичная материя Аристотеля была чем-то вроде сырой глины во дворе гончарного мастера. Что получится из нее: горшок для варки пищи рабам или амфора, которая служит украшением стола аристократа? Все зависит от конечной цели, которую поставил перед собой гончар. Цель была очень важным понятием в философской системе Аристотеля.
Некоторые историки считают, что Аристотель внес в древнюю науку не много нового и своего, что почти все имеющееся в его трудах заимствовано им у других. Если это и так, следует помнить, что Аристотель объединил эти сведения, собрал в стройную систему, связанную логикой. Именно он создал фактически первую картину мира. До него такого взгляда на мир с определенных позиций не существовало. Предшественники философа добыли много сведений, но они лежали как груда кирпичей, из которых Аристотель сумел возвести постройку.
Правда, нужно признать, что его картина мира оказалась довольно противоречивой. Например, разделяя взгляды тех, кто считал мир состоящим из непрерывных начал-элементов, он в то же время не мог не согласиться, что крупные тела состоят из мелких, а мелкие — из мельчайших.
Что же положить в основу мира? Так и не пришел Аристотель в этом вопросе к окончательному решению. И его сомнения породили позже многовековой спор между сторонниками двух непримиримых точек зрения.
Одни, утверждая непрерывность начал, лежащих в основе мира, делили эти начала до бесконечности и, получив в остатке «ничто», допускали мысль, что из «ничего» можно получить «нечто»!
Пройдут столетия, и сторонников таких взглядов назовут идеалистами.
Представители другого лагеря твердо стояли на том, что в основе каждого материального тела лежат мельчайшие, невидимые глазом, но от того не менее материальные, неделимые далее частицы-атомы. Кроме атомов, в мире была пустота — ничто. Но если атомы — основа материальных тел, то из «ничего» ничего и получится!
И тоже столетия спустя проповедников таких идей назовут материалистами.
А как же сам Аристотель? Увы, в своих взглядах на природу он всю жизнь колебался между материализмом и идеализмом. Тем не менее еще при жизни слава о нем разнеслась по всему миру. Во многом этому помогли победы его ученика Александра. И наверное, Аристотель немало бы сделал и еще в своей жизни… Но…
Неожиданно гонцы принесли в Афины весть о смерти великого полководца Александра Македонского — царя Греции и покровителя Аристотеля. Обрадованные гибелью тирана, афиняне тут же восстали. И прежде всего стали преследовать всех сторонников Александра. Философу предъявили обвинение в безбожии, в том, что он не почитал богов. Не дожидаясь суда, Аристотель бежал из Афин.
Однако изгнание никого еще не сделало счастливым. И всего год спустя великий учитель умер, отравившись, как говорили, во время трапезы рыбой…
Рассказывают, что во время одного из походов в Египет воины Александра Македонского обнаружили на могильной плите старого заброшенного кладбища удивительную надпись. В войсках Александра было немало ученых людей. И вот что они прочли:
«…Истинно, несомненно и верно, что все, что есть внизу, подобно тому, что есть наверху, и все, что есть наверху, подобно тому, что есть внизу, для совершения чуда превращения единого…
Солнце — его отец. Луна — его мать. Ветер носит его в своем чреве. Земля — его кормилица.
Ты отделишь землю от огня, воздушное от грузного с величайшей тщательностью и осторожностью. Единое поднимется от земли к небу и снова опустится на землю, заимствуя таким образом силу верхних и нижних вещей.
Так ты обретешь славу всего мира и мрак удалится от тебя. Это начало совершенства, средоточие природы всех тел… Так был создан Мир…»
Непонятно, правда? Однако среди философов Александра были и знатоки искусства египетской химии. Они сразу же объявили, что воины нашли могилу великого мужа по имени Гермес Трисмегист что означало «Гермес Трижды Величайший».
Имя Гермес принадлежало греческому богу — сыну Зевса и плеяды Майи, у которого было много обязанностей. Согласно мифам, он покровительствовал путникам и торговцам, а заодно бродягам, плутам и мошенникам. Он провожал души умерших в подземный Аид. Позже его отождествляли с древнеегипетским богом мудрости Тотом и считали покровителем тайных знаний.
Именем же Гермеса Трисмегиста называли легендарного мудреца, который получает знания от самого бога в виде божественного откровения, то есть на веру, без проверки опытом или сравнения с действительностью.
А в загадочном отрывке надписи на каменной плите, обнаруженной воинами Александра Македонского (в дальнейшем ее назвали «Изумрудной Скрижалью Гермеса»), языком символов и туманных образов сообщался способ получения философского камня — ключа ко всем возможным превращениям вещества.
Одновременно древние алхимики считали философский камень единой первоосновой мира. И глубоко верили в то, что тот, кому он дастся в руки, сможет превращать простую медь в золото, из ртути получать благородное серебро и не только превращать придорожные булыжники в алмазы и яхонты, но и излечивать все болезни, возвращать молодость. Короче говоря, адепт — человек, посвященный в тайну философского камня, — может стать властелином мира…
Так что еще в древние времена, пока философы спорили о том, сколько первоначал имеет окружающий нас мир и какой они носят характер, прерывистый (дискретный) или непрерывный, алхимики-практики втихомолку трудились над поисками философского камня. Они отдали предпочтение единой основе мира и хотели ее найти.
Основоположником материалистического взгляда на дискретное атомистическое строение материи считается древнегреческий философ Демокрит. Он учил, что все тела состоят из бесчисленного количества сверхмалых, невидимых глазом, неделимых частиц-атомов, которые непрерывно движутся в пустоте… Никто их не создавал. Они были всегда. Никто их не может и уничтожить. Хотя разрушить тела, составленные из атомов, — труд небольшой.
Что же представляли собой эти неделимые частицы, по мнению Демокрита? Прежде всего, они были материальны — значит, обладали весом, имели разную форму и размеры. Соединяясь друг с другом, они составляли все видимые вещи. Из плотных соединений получались тела твердые, из менее плотных образовывались вода и воздух…
Ученики Демокрита спрашивали: «Почему атомы соединяются между собой? Ведь, обладая весом, они должны в пустом пространстве падать отвесно вниз. Как же они могут встретиться и столкнуться? Какие силы сцепляют одну частицу с другой?»
Это были нелегкие вопросы. Проще всего было бы объяснить встречи атомов волей богов. Но Демокрит в богов не верил.
Можно было бы объяснить столкновение атомов случайностью. Но случайностей философ также не допускал.