При составлении и подготовке к изданию специальных карт приходится иметь дело с авторскими материалами не только самого различного содержания, но и различной степени достоверности, точности и законченности, начиная от предварительных набросков, представляющих лишь общую идею карты с примерным расположением обозначений, и кончая рукописными оригиналами, отвечающими по точности требованиям, предъявляемым к издаваемой карте.
Мы выделяем для удобства характеристики три типа авторских материалов: оригиналы, макеты и эскизы.
Авторские оригиналы — точные рукописные карты (обычно составляемые автором при помощи картографа), выполненные в масштабе издания карты, или немного более крупном, на точной основе, с требуемой назначением карты полнотой и детальностью, с легендой, полностью охватывающей содержание карты. Легенда часто выполняется на отдельных листах, текст печатается на машинке, обозначения и цвета полностью соответствуют карте. Оформление авторских оригиналов при подготовке к изданию может претерпеть значительные изменения, но в рукописном виде оно позволяет ясно читать карту.
Содержание авторских оригиналов может переноситься на составительский оригинал без изменения или с небольшим обобщением. В ряде случаев хорошо выполненные авторские оригиналы позволяют миновать стадию особого составительского оригинала, так как обладают требуемой точностью, достаточной для непосредственного изготовления издательских оригиналов.
Авторские макеты — материалы вполне достоверные, на хорошей рабочей основе, обычно выполненные лично автором, часто в укрупненных условных знаках, с утолщенными линиями, раскрашенные цветными карандашами. При таких способах оформления достаточная точность макета может быть обеспечена лишь его более крупным масштабом, учитывая, что угрубленность рисунка сглаживается при последующем уменьшении.
К разряду макетов мы отнесем и все авторские материалы, выполненные в значительно более крупном масштабе по сравнению с масштабом издания, требующие при составлении значительной генерализации. Приходится отнести к «макетам» и авторские материалы, имеющие достаточную детальность, но выполненные на несколько устаревшей основе, вызывающей необходимость сдвигов при составлении рисунка специального содержания — укладку его в новую основу.
Авторские эскизы — материалы недостаточной точности, выполненные схематично или с требуемой детальностью, но на устаревшей схематической основе, не позволяющей правильно локализовать при составлении изображенные подробности. Для использования авторских эскизов в картографическом производстве редактору приходится перерабатывать их по первоисточникам на новой основе, с уточнением содержания — фактически выполнять часть авторской работы.
Для расчетов сроков редакционной подготовки очень важно правильно оценить авторские материалы, учитывая все необходимые переделки и доработки при использовании эскизов.
Оценка авторских материалов может помочь и в решении все еще не вполне ясного в картографии вопроса об авторстве и авторском праве. Картографические издательства, считая, что карты — это результат коллективного труда, предпочитают избегать слова автор (за исключением тех случаев, когда было заключено формальное авторское соглашение). Здесь уместно провести аналогию между созданием карты и книги. Не только карта, но и книга является продуктом коллективного труда автора, редактора, корректора, сотрудников типографии и т. п. При этом автором считают лицо, представившее рукопись книги безразлично оригинальную или компилятивную со ссылкой на использованные источники. Если рукопись автора подвергается серьезной переработке по содержанию и без этого не может быть опубликована, ее редактор превращается в соавтора или подписывается как научный редактор работы.
Автором специальной карты также можно считать лицо, представившее авторский оригинал или макет карты. При использовании эскизов карт, потребовавших большой переработки по содержанию и пересоставления, можно считать, что карты выполнены в соавторстве с редактором. Разумеется, техническая помощь картографа в перенесении содержания с источников на макет без обобщения или в оформлении не может считаться соавторством.
В отличие от книги нам представляется, что производные (компилятивные) карты, воспроизводящие источники без большой генерализации и переработки, не следует считать произведениями авторского характера. Лучше давать на полях карты ссылку на использованные источники (как, например, это сделано на геологической карте Азии для высшей школы) и подписывать фамилии ответственных лиц — составителей специального содержания и редактора.
Использование авторских материалов для составительских работ значительно облегчается при наличии объяснительной записки, включающей: 1) списки использованных источников (изданных, рукописных, статистических и др.); 2) указания на результаты личных полевых исследований, их годы и организацию, для которой они производились; 3) пояснения к легенде (о принципах ее построения), пояснения применяемых узко специальных терминов, мер; 4) список лиц, принимавших участие в разработке макета.
Сведения, перечисленные в объяснительной записке, используются редактором в формуляре карты и при составлении научно — технического отчета, облегчают проверку карты, ее анализ и оценку для использования по назначению и в качестве источника для составления других карт.
Источник: И.П. Заруцкая. Составление специальных карт природы. Изд-во Московского университета. Москва. 1966