Разработка содержания специальной карты — это научный труд, аналогичный написанию текста географической характеристики территории по отдельным отраслям географических наук (отраслевые карты) или характеристики комплексно-географической (комплексные карты).
Каждая из отраслей картографирования имеет свои методы, связанные с различиями изображаемых явлений природы в их проявлениях, в разных процессах развития, в принадлежности к разным сферам. Однако картографирование различных явлений природного комплекса имеет и много общих черт, прежде всего определяющихся взаимообусловленностью элементов ландшафта, а также сходством характера размещения разных явлений относительно земной поверхности. Мы остановимся на некоторых общих процессах авторской работы и на ее организации.
Картографирование, как и текстовой метод изложения научного исследования, может быть оригинальным, творческим, глубоко научным, может давать новые теоретические выводы и обобщения. Но может быть и компилятивным, сводящимся к копированию готового изображения (аналогичного пересказу текста) с некоторой генерализацией или изменением в освещении фактов, например, с выделением на первый план других показателей или с другим оформлением. Соответственно работа над оригинальной картой носит чисто авторский характер, а карты производные могут быть составлены компилятивно, т. е. без автора, картографом под руководством консультанта.
Мы условно относили к «авторским» все процессы, связанные с разработкой макета специального содержания карты, и выделили два основных направления работы — полевое и камеральное. При полевом картографировании в авторские работы входят: специальная полевая съемка, рекогносцировочная полевая проверка карт, обработка полевых исследований, составление по ним карт-первоисточников, а также разработка макетов сводных карт. При камеральном картографировании авторские работы включают анализ источников и разработку авторского макета по источникам, а также по результатам своих полевых исследований.
Авторская работа по созданию карты может протекать в различных формах и последовательности. Можно наметить следующие ее стадии (не в хронологическом порядке):
- зарождение идеи карты, разработка общей концепции ее содержания;
- предварительная разработка легенды, выбор показателей, шкал;
- составление предварительной программы;
- составление предварительных эскизов;
- изучение источников;
- обработка источников, составление вспомогательных карт, схем, профилей, графиков и т. п.;
- разработка полной легенды карты;
- разработка (составление) авторского макета или оригинала;
- написание объяснительной записки к авторскому макету.
Как и во всякой научной работе автор может менять последовательность этапов, методы и приемы работы в зависимости от содержания карты (от методов, применяемых в соответствующей науке), от личного опыта и знания источников, знания и навыков в картографии; может работать индивидуально или в коллективе (в частности, с картографами).
Иногда первая часть авторской работы является подготовительной, технической, например, нанесение на географическую основу всех станций или точек наблюдения и числовых значений для каждой точки (составление «адресной карты»); перенесение нужных для специального содержания контуров с общегеографической карты (леса, оврагов, песков, орографических линий и т. п.). В этом случае основная авторская идея карты выявляется позже, например при интерполяции показателей, сопоставлении их с другими картами и т. п.
В других случаях автор создает карту методом постепенного приближения: начиная с предварительного эскиза или нескольких эскизов, затем по эскизу с привлечением дополнительных источников и уточнением составляется макет или оригинал карты.
Авторская работа рассматривается ниже с точки зрения обеспечения дальнейших производственных процессов создания карты до подготовки ее к изданию.
До начала разработки макета автором пишется предварительная программа карты в целях согласования содержания карты с издательством, с редакционной коллегией. В предварительной авторской программе перечисляются элементы содержания карты, дается предварительная легенда (которая впоследствии при разработке макета может быть уточнена), указываются основные материалы, которые будут использованы при составлении макета. В число материалов включаются и результаты личных полевых исследований автора.
Одновременно с программой автор дает редактору (на отдельной записке или включая в программу) свои пожелания для составления географической основы. Указывает элементы основы, степень ее детальности по каждому элементу, отмечает необходимость сохранения каких-либо характерных особенностей, деталей или отдельных объектов, которые нужны для последующего нанесения на основу специальных контуров или войдут в специальное содержание карты. Нанесение их на основу упростит и уточнит работу автора. Предварительная программа и авторские указания к составлению основы передаются редактору и включаются им в проект карты.
После утверждения проекта, включившего и предварительную программу, приступают к разработке авторского макета.
Автору предоставляется издательством (или тем учреждением, которое несет ответственность за составление карты) заблаговременно составленная основа карты или временная рабочая основа, желательно более подробная, чем проектируемая для издаваемой карты.
Составление авторского макета обычно начинается с разработки легенды, выбора для каждого элемента способов изображения и показателей, а также предварительных авторских условных обозначений. Условные обозначения могут быть уточнены и улучшены при редактировании карты, ее составлении и подготовке к изданию. Разработка легенды для карт, не имеющих утвержденной системы обозначения и единой общепринятой классификации, часто составляет наиболее трудную часть авторской работы.
Составление макета по разработанной легенде состоит в локализации выделяемых на карте явлений, нанесении их границ, изолиний и других обозначений (с интерполяцией и экстраполяцией имеющихся данных) и в генерализации. При локализации автор руководствуется прямыми и косвенными признаками, выявлением природных рубежей, общих для смены ряда явлений, установленными корреляциями между явлениями.
Одно из свойств картографического метода состоит в том, что процесс локализации явлений при их сопоставлении выявляет новые; ранее неизвестные или неясные для автора закономерности и связи. В этом случае составление карты служит средством географического исследования. Естественно, что при этом по ходу работы в легенду будут вноситься дополнения и изменения. Поэтому оформлять легенду рекомендуется после окончания разработки всего макета.
Источник: И.П. Заруцкая. Составление специальных карт природы. Изд-во Московского университета. Москва. 1966