Факультет

Студентам

Посетителям

Благополучие животных-доноров

Ксенотрасплантология породила новую отрасль животноводства, которая занимается созданием, разведением и выращиванием специальных животных с целью последующего изъятия у них внутренних органов.

Это совершенно новая форма эксплуатации животного мира человеком, которая ставит перед человечеством и новые этические вопросы.

1. Насколько этично использование органов других живых и здоровых существ для замены разрушенных болезнью органов человека? Фактически ксенотрансплантология разрушает философию биоцентризма и воскрешает идеи средневекового антропоцентризма.

2. Каковы этические оправдания внедрения в геном животных с целью создания животных-доноров?

3. Как оправдать неизбежные физические и психические страдания животных, используемых в ксенотрансплантологии?

4. Этично ли (в случае гипотетического успеха ксенотрансплантологии) перекладывать страдания одного существа (больного человека) на представителей другого вида?

Конечно же, оправдание ксенотрансплантологии дает христианская религия с ее концепцией «души», которой (душой) Бог наделил только человека. По религиозным понятиям страдать может только человек. Животные, лишенные «души», к страданиям не способны.

Другой подход к оправданию ксенотрансплантологии таков. Если эволюция наделила человека таким мощным инструментом преобразования природы, как разум, то это природное преимущество человека указывает на его особый статус в животном мире и дает ему право подчинять себе всех и вся. Оба подхода ущербны по своей сути. Первый (религиозный) базируется на голом допущении — вере. Второй представляет собой идеологию фашизма, постулирующую превосходство мужского пола над женским, отдельных выдающихся рас, наций и видов над другими.

Однако большинство людей не принимают ни первое, ни второе оправдание. По данным Р. J. Mohasci, среди медсестер, обслуживающих тяжелобольных, 66% высказались категорически против ксенотрансплантации. Даже пациенты, теоретически заинтересованные в ее развитии, в 52 случаях из 100 осудили эту технологию. Только 42% больных, заинтересованных в замене собственного органа, согласились принять орган от животного-донора. Памятуя о том, что в мировом сообществе очень быстро происходит гуманизация отношения к животным, можно ожидать в скором времени серьезных протестных выступлений общественных и других организаций по проблеме трансплантации животных органов.

В ксенотрансплантологию вовлекаются животные с когнитивной психикой, которая предполагает способность животных к физическим и психическим страданиям. Поэтому кроме этических проблем трансплантация животных органов создает и проблемы благополучия животных.

Поскольку ученые-трансплантологи экспериментируют главным образом с органами приматов и свиней, то и проблемы благополучия относятся в первую очередь к этим животным. Главная позиция велфеаристов состоит в том, что даже животные, предназначенные для отбора органов, не должны страдать вплоть до момента наступления клинической смерти. На всех этапах разведения, выращивания и оперирования они не должны испытывать физической боли, дискомфорта и психических страданий.

Однако технология разведения и выращивания животных в качестве потенциальных доноров внутренних органов не учитывает состояния благополучия животных. Так, глубокосупоросные свиноматки содержатся в строгой изоляции в тесном, сильно ограничивающем свободу животного станке. Такое содержание супоросных и опоросившихся свиней не обеспечивает требуемого уровня благополучия.

В естественных условиях перед опоросом у свиньи повышается двигательная активность, что является проявлением сильного инстинкта гнездостроения. Специальные наблюдения за свиньями перед опоросом показали, что в течение 20 часов перед родами свинья покрывает расстояние до 30 км (М. R. Baxter, 1991). Поэтому полное лишение свиноматки условий для перемещения в пространстве резко понижает уровень благополучия животного.

Как свиньи, так и приматы относятся к социальным животным. У них ярко проявляется потребность в общении с себе подобными. Однако ксенотрансплантология предполагает индивидуальное выращивание животных в условиях физической изоляции с целью полного контроля над организмом животных. Отъем поросят от матери при этом производится очень рано — в возрасте 10-21 дня. После этого их матерей убивают с целью получения донорских органов. Поросят же разделяют и выращивают в стерильных камерах.

Не вызывают одобрения велфеаристов и методы разведения трансгенных свиней. А в ксенотрансплантологии используются исключительно трансгенные свиньи. Технологии получения половых клеток и эмбрионов, равно как и трансплантация эмбрионов, включают ряд болезненных процедур. Следовательно, при этом неизбежны и страдания животных с высокоразвитой психикой.

Доказательством неблагополучия животных, предназначенных для отбора органов, является и развитие у них стереотипических форм поведения.

Таким образом, ксенотрансплантология и порожденная ею новая отрасль животноводства обоснованно вызывает тревогу общественности и специалистов, озабоченных проблемой благополучия животных. К сожалению, вплоть до последнего времени не разработаны регламентирующие документы для этой отрасли животноводства. Однако при желании в качестве таковых может быть использована «Резолюция Совета Европы по содержанию и использованию лабораторных животных». Содержание и разведение животных для целей ксенотрансплантологии мало чем отличается от содержания и разведения лабораторных животных для применения в научных исследованиях и учебном процессе. Вышеуказанный документ регламентирует разные аспекты проблемы, затрагивая, в частности, условия содержания и порядок использования животных.

Цель принятия резолюции заключается в том, чтобы повысить ответственность организаций и отдельных персоналий, имеющих отношение к проведению научных исследований на животных, за благополучие экспериментальных животных. В документе отмечается, что качество научных исследований с использованием животных прямо зависит от уровня благополучия используемых в экспериментах животных. Приведем его основные положения.