1. В древности бобр был распространен повсюду в Северной Азии, включая бассейн р. Амура и крайний северо-восток.
2. Существование бобра на Камчатке требует подтверждения, а на Сахалине его вероятно не было вовсе.
3. Северная граница бобра наиболее высоко поднималась на р. Енисее, по которому единственно переходила полярный круг и постепенно спадала к востоку.
4. Единственным местом, где бобр уцелел в заметном количестве в пределах Сибири, является Кондо-Сосвинский его очаг. Не исключена возможность нахождения следов его недавнего пребывания или даже островков в бассейне р. Пура, на водоразделе рек Оби и Енисея, а может быть и на р. Алдане. Вполне вероятно нахождение бобров на р. Омолоне.
5. Ближайшие местообитания: верховья рек Енисея, Черного Иртыша и район Алма-Ата. Наиболее надежный из этих очагов — Енисейский.
6. Недавние, угасшие в пределах полувека назад очаги находились в бассейне рек Алдана (до начала XX столетия) и Васъюгана (70—80 лет назад).
7. Природные условия Кондо-Сосвинского очага не оптимальны для жизни бобров, но вполне пригодны, кормов достаточно, и не имеется никаких объективных данных, препятствующих процветанию этих животных. Теория Е. С. Жбанова о неблагоприятности условий для выживания молодняка правдоподобна, но нуждается в подтверждении.
8. Жизненные особенности кондо-сосвинских бобров изучены далеко недостаточно. Основные их отличия от европейских родичей: а) преимущественное питание березой; б) регулярные длительные откочевки; в) значительная зависимость выбора типа жилищ от пола и возраста.
9. Распространение североазиатского бобра, в противоположность его американскому собрату, не было связано с ареалом какого-либо растения.
10. Взрослый бобр не имеет серьезных врагов в местной фауне, а молодняк хорошо огражден от них особенностями условия обитания в первое время жизни.
11. Бобры оказывают большое влияние на окружающую природу в смысле изменения ее биоценозов, главным образом в силу затопления угодий прудами. Имеет так же значение рубка ими леса.
12. До 1940 г. научно значимого учета бобров в заповеднике не проводилось. Методика этого дела не была разработана.
13. Суждения о количестве бобров в заповеднике до 1940 г. не соответствовали действительности.
14. Учет 1940 г. показал полное неблагополучие бобрового поголовья заповедника и резкую деградацию в результате неудовлетворительной постановки работы заповедника в первые 10 лет существования.
15. Учтенное количество бобров в заповеднике равно 162, общее их количество на 1941 г. не более 200.
16. Имеются все данные к тому, что при должной постановке дела увеличение поголовья пойдет нормально и даст вполне удовлетворительные результаты.
17. Бобр представлял для человека большую и разностороннюю ценность: мясо его повсеместно считалось лакомством, большое значение придавалось струе, в торговле шла шерсть, но основное место принадлежало мехам.
18. Сортность бобровых мехов на Руси была тщательно разработана. Заготовкам их придавалось огромное значение, что особенно видно из факта существования в Москве особого «бобрового ряда» наряду с «собольим» и «екорнячным».
19. Заготовки шли как по линии взимания ясака, так и свободной купли у промышленников.
20. Число заготовлявшихся до Петровских времен бобровых шкур было очень велико, но в известной степени маскировалось применением «соболиных единиц» как меры счета пушнины. Количество их не на много уступало по местам собольим, а по ценности превышало их.
21. Прибыльность бобрового промысла была исключительно высокой и он занимал второе за соболем место в пушно-меховом хозяйстве Сибири от времени ее освоения русскими и до своего истребления.
22. Судя по Томскому округу (1706—1718 гг.) в Сибири преобладали рыжие бобры 65,9%, за ними чернокарие 19% и карие 4,8%. Лучшие бобры шли с Хантайки.
23. Бобры систематически вывозились в Россию, а прямо за границу шли в Китай.
24. Бобр в Сибири был предметом постоянных забот московского правительства — скупка его была запрещена, шкурки у частных лиц отбирались.
25. Техника бобрового промысла отличалась разнообразием снарядов. Самым истребительным был капкан и он был исстари запрещен к добыче этого зверя.
26. Основными видами промысла бобра в Кондо-Соовинском очаге были на р. Конде тормование, добыча из ружья с лодки, а на р. М. Сосве — запоры.
27. Бобр с доисторических времен служит объектом примитивного охотничьего хозяйства. Несомненно следы этого мы можем проследить с каменного века.
28. На Руси бобровое хозяйство существовало искони и занимало выдающееся место с древнейших времен, о чем свидетельствуют старейшие из письменных памятников. Стояло оно очень высоко.
29. Вокруг бобровых угодий образовывались поселения. Ведение этого хозяйства образовало особое сословие бобровников. Бобровые угодья были юридически обособленными, высокоценными хозяйственными объектами. Руководство этой отраслью хозяйства принадлежало институту ловчих.
30. В Сибири бобровое хозяйство было широко развито до прихода русских.
31. Московское правительство проявляло большой интерес к бобровому хозяйству в Сибири и стремилось сохранить его за аборигенами.
32. Бобровое хозяйство в Азии в осколках дожило до конца прошлого столетия на р. Алдане и до наших дней в Кондо-Сосвинском очаге. При всей примитивности они сохраняли несомненные элементы правильного охотничьего хозяйства.
33. Бобр был древнейшим из объектов охотничьего хозяйства человека и единственным из неодомашненных животных по своему значению в данном направлении. С начала человеческой оседлости он не был предметом систематического промысла, ибо там, где хозяйство на него заменялось охотой, бобр стремительно исчезал.
34. Со времен каменного века бобр был объектом поклонения человека. В различных формах, но все народности, имевшие соприкосновение с бобром, в той или иной степени его обожествляли.
35. Пережитки культа бобра изредка встречались до нашего времени в пределах Кондо-Сосвинского его обитания.
36. Культ этот был очень секретным.
37. Бобр занимал видное место в народном творчестве разных наций.
38. В разрез существующих в литературе взглядов, бобр часто становился объектом первобытных художников и скульпторов.
39. Наименование бобра на разных языках широко зафиксировалось в названиях рек Сибири.
40. Видным элементом культа бобра является фетишизирование его костей, а из них особенно нижней челюсти. Выделение этого органа в культе можно отметить в каменном веке и оно сохранилось до наших дней.
41. Там, где сохранилась возможность доставать бобровую струю, народная медицина и знахарство по-прежнему придают ей выдающееся значение.
42. Струя используется в двух основных направлениях: как лекарство от всевозможных болезней и как препарат для магических действий.
43. Причиной исчезновения бобра было повсюду преследование его человеком.
44. На Руси деградация хозяйства и исчезновение бобра было следствием татарского ига. В Сибири — освоения ее русскими. В Монголии и Забайкалье — движения народов домонгольского периода.
45. Сохранение бобрового хозяйства и самого Кондо-Сосвинского очага до наших дней оказалось возможным только в силу продуманной охраны и тщательного сокрытия от посторонних аборигенами.
46. В развитии человечества исчезновение бобра и хозяйства на него не было явлением прогрессивным, в смысле постепенной смены низших форм хозяйства высшими, но наоборот.
47. Бобр как объект хозяйства и культа сыграл в жизни человека роль большую, чем какое-либо из неодомашненных животных.
48. Былое распространение и хозяйственное значение бобра в Сибири может быть полностью восстановлено системой продуманных мероприятий.
49. Кондо-Сосвинский заповедник — учреждение необходимое и созданное своевременно, не оправдал возлагавшихся на него надежд в отношении бобров. В силу неудовлетворительной постановки дела он не сохранил бобров, но довел их поголовье до полной деградации. С 1940 г. положение в заповеднике радикально изменилось к лучшему.
50. Основной задачей восстановления бобра должно считать организацию областных баз для последующего расселения бобров.
51. Главнейшей формой бобрового хозяйства в Сибири должен стать вольный выпуск. Клеточному разведению будет принадлежать второстепенное место.