Следующий шаг от одномерной модели к более сложной двумерной сделан американским почвоведом Г. Иенни.
Одна из его книг «Факторы почвообразования» (1948) переведена на русский язык и широко известна советским специалистам. В 1958 г. Г. Иенни предложил изучать изменения в свойствах почв не только по вертикальному профилю, но и по горизонтальному простиранию вдоль стенок траншей.
В узком разрезе шириной до 50 см морфология почв полностью не просматривается. Яма ограничивает кругозор почвоведа, и все свое внимание он обращает на изучение морфологических переходов по вертикали, от горизонта к горизонту, а не вдоль горизонтов; динамика свойств почв по их простиранию остается вне поля зрения. В то же время в длинных траншеях можно увидеть, что по горизонтальному простиранию почва имеет сложный рисунок, который периодически повторяется. Такие узоры называют тессера-мозаикой.
В одномерной модели характер изменений форм горизонтов вдоль или поперек склона не имел значения для определения свойств почвы; в двумерной модели этот признак почвы существен.
Двумерная модель позволяет использовать понятия алфавита и симметрии путем выделения индивидов, или элементарных единиц почвы,— педонов, паттернов. Их периодическая повторяемость в пространстве образует полипедон, или тессера-мозаику. Отношение, переводящее педон в полипедон, называется трансляцией. Каждый тип почвы имеет свой мозаичный мотив (полипедон, тессера-мозаику), повторяющийся многократно.