Развалины храмов, убранство гробниц, стенная живопись, папирусы и манускрипты народов древней культуры привлекают внимание не только археологов. Ими интересуются историки, физики, инженеры и даже химики.
Ведь многое из того, что было известно старинным мастерам, с течением веков изгладилось из памяти.
У прошлого можно многому научиться.
Химики исследовали состав красок, которыми пользовались египтяне 5000 лет назад, и убедились, что мастера, расписывавшие стены храмов и гробниц, растирали краски с творогом. Казеин служил для красок закрепителем. Точно так же в одном из папирусов нашлось указание, что египетские красильщики применяли творог для закрепления красок и на тканях.
Применение творога для художественных работ было, по-видимому, обычным делом для старинных рисовальщиков. Установлено, что и русские художники еще в VIII веке пользовались творожной массой для приготовления красок.
Когда начались энергичные поиски новых поделочных материалов, химики вспомнили и о твороге. Он тоже может быть полезен: ведь каждая хозяйка знает, что старый, высохший сыр тверд, как камень.
Первые попытки использовать творог относятся к 1885 году. Практического применения эта мысль тогда не нашла. Творог еще не научились обрабатывать, а сырой казеин хорош только, пока сух. Соприкасаясь с водой, он набухает, теряет прочность и начинает гнить. Надо было придать казеину водостойкость.
Это было сделано лишь 12 лет спустя. Одна фирма, выпускавшая для школьников грифельные, или аспидные, доски, задумала побить своих конкурентов и вместо обычных черных досок для грифеля выпустить белые доски для карандаша.
В прошлом столетии, да и в начале нашего века, тетради были еще очень дороги. Школьники пользовались тетрадями только для чистовых работ. Записи в классе, черновики делали грифелем на аспидных досках, а потом стирали написанное влажной губкой. Такая каменная «тетрадь» переходила от отца к сыну и служила многим поколениям школьников.
Белые грифельные доски были бы удобнее черных. Фирма пригласила химика и поручила ему изобрести материал для изготовления белых грифельных досок.
Два года трудился химик. Он испробовал много различных материалов и в их числе казеин. Однако заказ фирмы он не выполнил — не удалось сделать доску, с которой можно было бы написанное карандашом стирать просто губкой.
Зато во время своих опытов ученый нашел способ придавать казеину водостойкость. Оказалось, что творог надо обрабатывать формалином — он от этого становится похожим на белую кость или на камень и перестает набухать в воде.
Новое вещество назвали галалитом, что в переводе с греческого означает молочный камень.
Галалит оказался хорошим поделочным материалом. Он быстро нашел себе применение.
Казеин приготовляют из снятого молока, сушат и тщательно очищают от разных примесей — песчинок, соломинок, которые иногда случайно попадают в творожную массу.
Высушенный казеин размалывают и просеивают, чтобы отделить и слишком крупные частицы и слишком мелкие. Казеиновые крупинки обязательно должны быть одинакового размера, иначе при дальнейшей обработке они будут неравномерно набухать: крупные — медленно, мелкие — чересчур быстро, а это понизит качество галалита.
Измельченный казеин засыпают в мешалки, похожие на тестомесильные машины хлебозаводов, и заливают водой. На несколько минут мешалки приводят в движение, а затем останавливают и дают казеину набухнуть.
Смешанный с водой казеин не просто намокает, как опилки, — он именно набухает. Частицы воды проникают в промежутки между большими молекулами казеина, раздвигают их, и казеин, увеличиваясь в объеме, превращается в студенистую массу.
Когда казеин набухнет, в него добавляют краски, мраморную или малахитовую крошку, мел или другие наполнители — в зависимости от того, какой сорт галалита хотят получить — под слоновую кость, под малахит или под черепаху.
Затем включают мотор. Кулаки мешалки начинают месить казеиновое тесто. Через 30— 40 минут машину останавливают и казеиновое тесто выгружают. Однако такого предварительного перемешивания недостаточно. Получившееся тесто не вполне однородно. Его нагревают и снова начинают месить, но уже другим способом — либо на вальцах, либо в машинах, похожих по своему устройству на мясорубки.
Вторичное перемешивание казеинового теста называется пластикацией.
После пластикации казеиновая масса напоминает сырую резину. Она мягка и эластична. Но это еще не галалит, а полуфабрикат.
Казеиновую массу переносят на прессы и» спрессовывают под давлением 100—200 атмосфер при температуре около 100 градусов. Из-под пресса выходят либо листы разной толщины, либо бруски и стержни, либо кружки — заготовки для пуговиц.
И только после всех этих операций начинается самое важное — казеиновая масса превращается в галалит.
Листы спрессованного казеина укладывают в клетки, бруски, стержни и кружки — в ящики и опускают в ванны с формалином.
Начинается уже знакомый нам процесс дубления. Формалин пропитывает казеиновую массу. Маленькие молекулы формалина внедряются, в промежутки между молекулами казеина и скрепляют их мостиками. Образуется монолитное вещество, в котором все молекулы прочно связаны друг с другом. Окаменевший продубленный казеин крепко держит частицы наполнителя. Получившийся материал похож на кость или на рог. Это и есть галалит — молочный камень.
Галалит в 5—6 раз прочнее дерева. Он не уступает в прочности многим металлам (алюминию, меди).
Молочный камень хорошо поддается механической обработке. Его можно пилить, строгать, обтачивать, фрезеровать так же, как и кость.
При температуре около 80 градусов или в горячей воде галалит размягчается. Это облегчает его обработку и позволяет изделия из галалита не только вытачивать, но и прессовать или штамповать.
Из галалита изготовляют пуговицы, корпуса автоматических ручек, гребни, ожерелья и много других, преимущественно галантерейных, товаров. Он прекрасно заменяет дорогие природные материалы — слоновую кость, янтарь, коралл, черепаху, мрамор, малахит и даже некоторые драгоценные камни — сапфиры и аметисты.
Производство галалита широко распространено во всех странах.
Советские ученые значительно усовершенствовали производство галалита. Его теперь изготовляют не только из казеина, но и из других белковых веществ — их добывают из гороха, сои и других бобовых растений. Используются также отходы, остающиеся при переработке рогов, и копыт, очесы шерсти, опилки и стружки, получающиеся при обработке галалита.
За годы сталинских пятилеток производство галалита в нашей стране увеличилось в десятки раз. Почти в каждом крупном промышленном центре построен галалитовый завод.