Есть много свидетельств тому, что древнегреческая мысль стремилась истолковать тайну эмбрионального развития. Так, например, в орфических космогониях — этих религиозных и легендарных описаниях мира, появившихся примерно в VII или VIII в. до н. э., — космическое яйцо играет весьма важную роль; доказано, что космическое яйцо фигурирует также в древних космогониях Египта, Индии, Персии и Финикии.
Другое указание на роль яйца в древних космогониях можно найти в арабских сказках. Аладдин стремится найти яйцо руха, и это желание рассматривается духом как богохульство. Еще более фантастично спекулятивное построение Райса (см. Psyche, 1929), согласно которому вселенная — это яйцо, живая материя — эмбрион, а неорганическая материя — желток.
Указание на космическое яйцо, из которого при сотворении мира были созданы все вещи, содержится в комедии Аристофана «Птицы», где сова (запевала хора) говорит в парабазе:
Был в начале Хаос, ночь и черный Эреб и бездонно сияющий Тартар,
Но земли еще не было, тверди небес еще не было.
В лоне широком
Понесла чернокрылая грозная ночь
Первородок яичко-болтушку.
Из яичка в круженья летящих годов объявился Эрот сладострастный,
Золотыми крылами блистающий бог, дуновению вихря подобный.
Это он сочетался в тумане и тьме, в безднах Тартара, с Хаосом-птицей
И гнездо себе свил и в начале всего наше Птичье высидел племя…
Почти все философы-досократики, повидимому, имели определенные представления об эмбриологических явлениях; многие из этих теорий заслуживают упоминания. Эти исследователи природы, жившие в Греции начиная с VIII в. и позднее, известны нам только из сочинений других авторов или, в некоторых случаях, но фрагментам их собственных сочинений, так как полностью эти сочинения до нас не дошли. Собрание фрагментов, составленное Дильсом («Fragmente der Vorsokratiker»), является наилучшим источником для изучения того, что сохранилось. Взгляды досократиков изложены в писаниях Плутарха из Херонеи (III в. н. э.).
В настоящее время известно, что собрание составлено не Плутархом, но более ранним компилятором — Аэцием (см. у Бернета).
При изложении воззрений досократиков следует соблюдать известную осторожность, так как Аристотель зачастую совершенно неправильно излагал взгляды своих предшественников. Нижеприведенный обзор составлен по сочинениям Плутарха в переводе Филимона Холлэнда и Дильса.
Эмпедокл из Акраганта, живший около 444 г. до н. э., учил, что «зародыш получает свой состав из четырех по числу сосудов: двух вен и двух артерий, посредством которых кровь доставляется зародышу». Он полагал также, что сухожилия образуются от смешения равных частей земли и воздуха, кости — из равных частей воды и земли, ногти — это застывшая вода. Пот и слезы, по его мнению, образуются из четырех частей огня и одной части воды. Эмпедокл высказывал также определенные суждения о происхождении уродств и близнецов и утверждал, что воображение матери имеет настолько сильное влияние, что может направлять и изменять процесс образования зародыша.
«Эмпедокл, — говорит Плутарх, — утверждает, что человек начинает формироваться после 31-го дня и оказывается совершенно сформировавшимся и сочлененным в своих частях через 50 дней без одного. Асклепиад говорит, что члены мужских зародышей, поскольку они более горячи, оказываются соединенными и приобретают форму в продолжение 26 дней, а многие из них даже раньше, но вполне законченными и завершенными во всех своих частях они оказываются через 50 дней; зародыши женщин требуют двух месяцев и больше, прежде чем они достигнут завершенности, так как они нуждаются в естественном тепле. Что касается частей тела неразумных существ, эти части достигают полной завершенности раньше или позже, в зависимости от температуры их элементов. Эмпедокл допускает, что зародыш — живое существо, хотя он и не имеет дыхания в своей груди; дышать он начинает в момент рождения, когда излишняя влага, содержащаяся в таких нерожденных плодах, выделяется и уходит, так что воздух извне входит в открытые, опустевшие сосуды».
Анаксагору из Клазомен (500—428 гг. до н. э.) приписывают мнение, будто молоко млекопитающих соответствует белку птичьего яйца, однако то же наблюдение приписывают и Алкмеону из Кротона. Более достоверно, что Анаксагор учил, будто внутри зародыша есть огонь, который приводит в порядок части зародыша по мере его развития, и что прежде всего образуется голова. Эго положение разделяли Алкмеон и Гиппон из Самоса — пифагореец, живший в V в. до н. э.; но приблизительно в то же время Диоген Аполлонийский утверждал, что сначала образуется мясо, а затем уже диференцируются кости и нервы. По этому поводу Плутарх замечает следующее: «Алкмеон утверждает, что голова образуется прежде всего, являясь местообитанием разума. Врачи хотят считать, что первым появляется сердце, от которого идут артерии и вены. Некоторые считают, что большой палец ноги образуется прежде всего, другие, — что пупок».
Из других воззрений Диогена в области этой примитивной эмбриологии отметим, что он считал плаценту органом питания зародыша и утверждал, что зародыш мужского пола образуется в четыре месяца, а женский — не ранее, чем по истечении пяти месяцев, — представление, с которым мы встречаемся и у Асклепиада и у Эмпедокла. Он устанавливает также связь между теплом и зарождением мелких животных из ила и сравнивает это явление с действием тепла матки. По мнению Диогена, зародыш не является живым существом. Диоген говорит, что «младенцы растут в матке неодушевленными, хотя и в тепле; в дальнейшем, при выходе младенца из чрева матери, врожденное тепло втягивает холод в легкие».
Как указывает Целлер, из всех досократиков самый заметный след оставил в эмбриологии Алкмеон из Кротона, живший в VI в. до н. э., — ученик Пифагора, но, по-видимому, самостоятельный мыслитель. Полагают, что он первый применял вскрытия. Отрывки из сочинений Алкмеона (не смешивать с Алкманом, поэтом Лакедемонии) собраны Вахтлером. Главные из них — XVII и XIX.
В «Пир мудрых» Атеней со свойственной ему болтливостью говорит: «Что касается яиц, Анаксагор в своей книге по натуральной философии утверждает: то, что принято называть молоком птицы, есть белок, который содержится в яйцах».
«Пир мудрых» — сочинение Атенея в 15 томах, в котором описываются в разговорной форме нравы, общественная и домашняя жизнь греков и т. п. (Прим. перев.).
Возможно, что он ошибочно приписывает эту мысль Анаксагору и что в действительности она принадлежит Алкмеону, так как Аристотель в своей книге о возникновении животных говорит: «Природа помещает в яйцо и материю для образования животного и пищу, достаточную для ого роста: так как птица не может в своем теле завершить развитие зародыша, она рождает вместе с ним и пишу в яйце. Для живорождаемых пища возникает в другой части: так называемое молоко в грудях. У птиц же природа производит это в яйце, обратно, однако, тому, что думают обыкновенно люди и утверждает Алкмеон Кротонский, ибо не белок соответствует молоку, а желток: он ведь служит пищей для птенцов, а они думают, что белок — из-за сходства в окраске».
Пришел ли Аристотель к этому выводу на основании своих ошибочных представлений о роли желтка и белка в питании зародыша пли же потому, что обнаружил сходство между желтком и белком, проявляющееся в содержании жира как в том, так и в другом, — сказать трудно. Во всяком случае, его поправка к Алкмеону была справедлива, и сравнение содержания аминокислот в двух фосфопротеинах — казеине молока и вителлине желтка (Абдергальден и Гунтер) — свидетельствует об их сходстве.
Парменид устанавливает зависимость между зародышем мужского пола и правой стороной тела и зародышем женского пола и левой стороной — гипотеза, которая, несмотря на ее полную необоснованность, долго продержалась в мире идей.
Это одна из немногих идей в «Callipaedia» Клавдия Квиллета — сочинении, выдержавшем много изданий в XVIII в.
Было много разногласий по вопросу о том, как происходит питание зародыша. Атомисты, Демокрит (род. около 460 г. до н. э.) и Эпикур (род. около 342 г. до н. э.), утверждали, что зародыш ест и пьет через рот. «Демокрит и Эпикур полагают, — говорит Плутарх, — что этот несовершенный плод чрева получает пищу через рот, чем и объясняется, что он немедленно после рождения пытается найти верхушку груди или вершину соска, и вот для этого внутри матки есть определенные соски и рты также, при помощи которых младенцы питаются. Однако Алкмеон утверждал, что младенец во чреве матери питается всем телом и для этого он присасывается к пей и втягивает наподобие губки всю пищу, пригодную для питания».
Демокрит, по-видимому, верил, что внешняя форма зародыша развивается прежде, чем формируются его внутренние органы.
Источник: Джозеф Нидхэм. История эмбриологии. Пер. с англ. А.В. Юдиной. Гос. изд-во иностранной лит-ры. Москва. 1947