Факультет

Студентам

Посетителям

История эмбриологии у арабских писателей

Арабская наука, столь справедливо прославленная своими достижениями в некоторых отраслях, не много внесла в эмбриологию. Мой друг мистер Реубен Леви собрал для меня следующие выдержки из Корана:

«XXIII. 12 и сл. Некогда мы сотворили человека из сущности глины, потом мы образуем его из семени, помещающегося в твердом вместилище, потом это семя претворяем в сгустившуюся кровь, затем эту сгустившуюся кровь претворяем в кусок мяса, затем этот кусок мяса претворяем в кости, затем эти кости одеваем мясом, потом из этого производим другое творение.

XXIV. 44. Бог сотворил всех животных из воды.

XXXV. 12. Бог сотворил вас из персти, потом творит из семени мужа, делает вас супругами.

XXV. 36. Ужели человек думает, что он остается без присмотра?

37. Не был ли он влагой, какой изливается семя мужа?

38. Не был ли он потом куском сгустившейся крови, и бог устроил его и дал ему соразмерность членов?

39. И сотворил из него чету — мужчину и женщину.

XXVI. 3. Мы творим человека из смешанного семени».

Отголосок Аристотеля и Аюр-Веды в седьмом веке!.. В трактатах «Чистых братьев» (Расаил Ихван аль-Сафа) — безымянной группы, стремившейся популяризировать науку в X в. в Басре (в Ираке), — содержатся немногочисленные, скорее астрологического характера, положения о зарождении в духе Аристотеля, в которых упоминается аналогия с сыром.

«Чистые братья» создали энциклопедию знаний (51 трактат), сыгравшую большую роль в истории развития арабской и еврейской средневековой философии. (Прим. перев.)

Абу-ль-Хасан Али ибн Сал ибн Раббан аль-Табари, мусульманский врач, прославившийся в период халифата аль-Муттавакиль около 850 г. н. э., написал книгу под названием «Рай мудрости», в которой целый отдел был посвящен эмбриологии. Эта книга особенно интересна тем, что является сочетанием греческих и древнеиндийских познаний. Браун приводит изложение ее. Есть указания, что современник ибн Раббана Сабит ибн Курра также писал по вопросам эмбриологии. Великий Авиценна, или, называя его настоящим именем, Абу Али-ль-Хасан ибн Абдаллах ибн Сина, живший от 978 до 1036 г., посвятил некоторые главы своего «Канона медицины» развитию зародыша, но ничего не добавил к Галену. Его современники, Абу-ль-Касим Маслама ибн Ахмед аль-Маджриди и Ариб ибн Саид-аль-Катиб, испанский мусульманин, писали трактаты о зарождении животных, но ни один из этих трактатов не дошел до нас.

Чем занималась алхимия все это время?

Она была занята многими любопытными исследованиями, но среди них мы не находим ни одной попытки толкования эмбриологии. Хотя в алхимических текстах до X в. время от времени упоминается о яйце, но без малейшего интереса к развитию из него зародыша (см. собрание Вертело). Только начиная с Парацельса стали применять химические методы исследования к яйцам и зародышам.

Хотя это несколько нарушает хронологический порядок изложения, здесь уместно сказать о Парацельсе. Несмотря на то, что труды его не представляют особого интереса для эмбриолога, нельзя обойти молчанием его рецепт создания гомункулуса. Рецепт этот приводится в «Трактате о природе вещей», кн. I, где говорится о зарождении естественных вещей (стр. 124). Человеческое семя оставляют на 40 дней в реторте «при высшей степени гниения лошадиного желудка (venter eqinus)» до тех пор, пока оно не придет в движение и колебание; после этого его в продолжение сорока недель питают арканумом (arcanum) человеческой крови.

Под арканумами алхимики понимали нечто скрытое, бестелесное и бессмертное. Тем же термином обозначались различные тайные средства, якобы оказывающие особое действие на организм. (Прим. перев.)

«Venter eqinus» мог означать аппарат для поддержания температуры, примерно равной теплоте крови, что достигалось брожением конского навоза. Парацельс написал также «Liber de generatione hominis» («Книгу о зарождении человека»). Сочинение это сохранилось только в фрагментах. Его взгляд, что «гниение есть начало зарождения» (стр. 120), может быть сопоставлен с аналогией с сыром (см. стр. 59 и 98 настоящей книги; см. также у Коля, стр. 1).

Интересно, что эта доктрина вошла в «Еврейскую литургию» (стр. 190), где в главе 3 (Этика отцов) мы находим следующие слова: «Акабия бен Магалалел сказал: Вникни в три вещи — … из чего ты вышел, куда идешь и перед кем должен дать ответ в делах своих? Вышел ты из гниющей капли» и т. д.

Дата Абота точно не известна. Впервые он упоминается в 299 г. н. э., но, несомненно, он гораздо древнее (30 г. до н. э. — 120 г. н. э.).

Абот, или «Поучения отцов», — название небольшого по объему, но богатого по содержанию трактата Мишны — представляет собой древнейший сборник изречений и афоризмов религиозно-нравственного содержании. Слово «абот» имеет два значения: 1) отцы, в смысле ученых авторитетов, и 2) главные изречении, принципы. (Прим. перев.)

Автор, о котором здесь идет речь — Акабия бен Магалалел — был одним из наиболее ранних таннаимов (законоучителей, составителей Мишны). Так как он не имел титула, то, вероятно, он был современником Гиллеля и жил приблизительно в конце I в. до н. э. Учение о зарождении, включающее понятие гниения, несомненно связано с учением о самопроизвольном зарождении, историю которого так хорошо изложил Липман, однако происхождение обоих учений мало исследовано.

Источник: Джозеф Нидхэм. История эмбриологии. Пер. с англ. А.В. Юдиной. Гос. изд-во иностранной лит-ры. Москва. 1947