Поскольку в древнем Египте и в древних культурах Вавилонии, Ассирии и Индии биологические науки в целом занимали весьма незначительное место, естественно, и изучение эмбриологии было в зачаточном состоянии. Неразвитый зародыш, будь то в яйце или в матке, несомненно был связан в представлении древних с чем-то непристойным в буквальном смысле этого слова. Однако эмбриология находится в особых отношениях к истории человечества (ведь дети рождались и в самые отдаленные времена!), и хотя круг идей древней народной медицины определяется главным образом нуждами примитивного акушерства, все же должны были возникнуть некоторые неясные представления относительно образования и развития зародыша. Рисунок иллюстрирует этот уровень культуры. Это — раскрашенная резная дверь одного дома в Голландской Новой Гвинее (рисунок заимствован из книги Клерка), сделанная из желтовато-коричневого дерева. Мужской зародыш изображен отчетливо, но художник, по-видимому, имел неясное представление о пуповине. Линия, идущая от матки к голове, вероятно, имеет декоративное значение.
Движение зародыша in utero занимало, и теперь еще занимает, большое место в фольклоре первобытных народов, как это описано в исчерпывающем исследовании Плосса и Бартельса. Относительно представления о богах-зародышах в примитивных религиях см. у Брифолта.
Эмбриология древней Индии достигла сравнительно высокого уровня. Так, в Бхагават-Гите есть указания на такие образования, как амнион. Сушрута полагал, что зародыш образуется вследствие смешения семени и крови, причем как семя, так и кровь происходят из хилуса. На третьем месяце дифференцируются различные части тела: ноги, руки и голова; на четвертом — развиваются туловище, брюшная полость и сердце; на шестом — появляются волосы, ногти, кости, сухожилия и вены; на седьмом — зародыш приобретает все остальные недостающие части; на восьмом — происходит передача жизненной силы (ojas) от матери к зародышу (соответствует ли это гиппократовскому — притягиванию? См. у Пэка), чем и объясняется, что зародыш до этого момента нежизнеспособен. Твердые части тела берут начало от отца, мягкие — от матери.
О дальнейших подробностях см. у Фуллерса.
Питание осуществляется при помощи сосудов, по которым кровь передается от матери к зародышу.
Наиболее выдающимся современным трудом по индийской эмбриологии является исследование Дасгупты. В главе «Спекулятивное мышление в медицинских школах» он разбирает Аюр-веду — обширное собрание медицинских текстов, охватывающее период в двадцать с лишним веков. Как в Атарва-веде, так и в Аюр-веде речь идет о лечении болезней, причем в первой — исключительно при помощи магии и заклинании.
Факторы, необходимые для образования зародыша, следующие: а) семя отца, б) кровь матери (Sonita), в) atman, или «тонкое» тело, г) manas, или разум, соединяющийся с данным зародышем в силу его кармы (karma). Тонкое тело слагается из огня, земли, воздуха и воды, смешанных в надлежащих пропорциях. Этим элементам буддийские авторы придавали особое значение, добавляя к ним еще два: принцип знания (vijnana-dhatu) и упомянутый выше семеннокровяной субстрат. Итак, требовалось шесть составных частей (sannam dhatunam samavayat). И Сушрута и Карака подчеркивают, что кровь, о которой идет речь, есть менструальная кровь. Это представляет большой интерес в связи
с изложенным учением Аристотеля, которое в точности отвечает этой концепции. Несомненно, что эта теория могла возникнуть, совершенно независимо и в Греции и в Индии, но более вероятно, что она зародилась в одной из этих стран, а затем проникла в другую. В каком направлении шло это движение, сказать трудно. (См. также аналогию между развитием и образованием сыра).
В связи с этим интересно привести свидетельство Стопса о том, что по традициям индийской теологии считается преступлением, если у девушки появляются менструации до перехода ее из дома отца в дом мужа. Уэбб в своей «Pathologica Indica» утверждает, что вредный обычай браков между детьми (см. у Рэсбон) основывается на вере в то, что менструальная кровь представляет собой materia prima и что потеря хотя бы части ее до первого проникновения семени равносильна детоубийству. «Если у незамужней девушки бывают менструальные выделения в родительском доме, то отец навлекает на себя вину, равную разрушению плода». Выло ли это простой случайностью, что на Западе не были сделаны подобные выводы из аристотелевского учения о менструальной крови? С другой стороны, на Западе процветали иные суеверия и предрассудки, связанные с менструальным периодом (см. у Крауфорда, Фейса и пр.).
Дальхана, писавший около 1100 г. н. э., говорит: в первый месяц зародыш студнеобразен (kalala); во второй, после того как в веществах, входящих в состав тела, произойдут химические изменения (abhiprapacyamana), обусловленные действием холода, тепла и воздуха (отголоски Гиппократа?), зародыш отвердевает (ghana); дифференциация членов происходит на третьем и на четвертом месяце, сознание и разум появляются позднее. Разногласия по вопросу о времени возникновения отдельных членов и органов, существовавшие на Западе, нашли свое точное и столь же бесплодное отражение в Индии. Так, согласно Кумарашире и Шаунаке, раньше всего появляется голова; по мнению Кртавирьи — сердце; согласно Нарашаре — пупок и т. д.
Сравнение образования зародыша с превращением молока в сыр, впервые употребленное Аристотелем, встречается и в древней индийской эмбриологии.
Сушрута учил, или, вернее, манускрипты приписывают ему утверждение, что в семени и в крови под влиянием тепла образуются семь различных слоев кожи (kala), подобно слоям сливок (santanika), отстаивающихся на молоке. Эта концепция повторяется в Сутре, которая была первоначально написана на санскрите, а затем переведена на китайский (первый манускрипт в 1104 г. н. э.) и впоследствии Хюботтером на немецкий язык. «Развитие, о Ананда, — говорит Будда, — можно уподобить сосуду с молоком как тут, так и там происходит брожение и образуется кефир или сыр». В остальной части этого текста содержится описание гармоничного взаимодействия многих факторов («ветров» с различными именами — типичное буддийское определение, как говорит Дасгупта), участвующих в образовании зародыша. В каком направлении шло движение этих идей между Грецией и Индией?
Об индийских представлениях о наследственности см. у Хэммета и Фишера.
Поскольку можно судить по работам Юро де-Вилльнев, Максвелла и Лью и Мартиуса, эмбриология древнего Китая во многом сходна с эмбриологией древней Индии.
Источник: Джозеф Нидхэм. История эмбриологии. Пер. с англ. А.В. Юдиной. Гос. изд-во иностранной лит-ры. Москва. 1947