Факультет

Студентам

Посетителям

Картографическое редактирование авторских материалов

Авторские материалы подвергаются редакционной проверке подобно рукописи книги и подготавливаются для передачи их в картографическое производство для проведения дальнейших составительских работ, окончательного оформления и подготовки карты к изданию. Редактирование авторских макетов — это основная стадия редакционных работ.

При определении задач картографического редактирования необходимо учесть, что авторская работа над составлением макета карты нередко проходит без всякого участия редактора и в этом случае авторский материал может не отвечать требованиям издания (например, картографической точности, возможности воспроизведения в печати предложенных обозначений и т. п.). Значительно легче использовать для дальнейшей подготовки к изданию авторские работы, выполненные при участии или консультациях редактора и помощи техника-картографа. Однако рациональное разделение труда далеко не всегда применяется и авторские макеты иногда не удовлетворяют требованиям картографического производства, несмотря на глубоко научное содержание.

Редактирование рукописного авторского оригинала (макета) состоит в его подробной проверке путем сличения с первоисточниками и с аналогичными по содержанию картами.

Редактор проверяет соответствие легенды и картографического изображения на макете, правильность построения легенды, ее ясность, доходчивость для читателя, разделение обозначений на группы и т. п. Редактирует текст легенды, придавая пояснительным подписям краткость, ясность, соответствие правилам литературного слога и стиля. Проверяет применяемые термины, иногда поясняя узкоспециальные термины в примечаниях к легенде.

Редактор проверяет современность карты, привлечение новейших источников, результатов последних исследований. Если редактор не знаком в достаточной мере с достижениями в данной отрасли знаний, то он ставит вопрос о рецензировании карты, пользуется консультацией специалистов. После проверки авторского макета в него вносят необходимые изменения, которые согласовывают с автором.

Материалы, выполненные эскизно, лучше возвратить автору для доработки, оказав, если надо, техническую помощь.

В тех случаях, когда все же приходится использовать авторские эскизы и переработка их в макет не может быть выполнена автором, недостаточно ограничиться исправлениями или списками замечаний. Наилучший результат дает переработка авторского эскиза силами редактора и составителя-картографа в авторский оригинал. Для этого необходимо использование дополнительных источников и консультации автора.

Возможно также уточнение эскиза во время составительских работ под руководством редактора, но это очень усложняет процесс составления и не может быть рекомендовано.

Если авторские материалы одной многолистной карты представлены в виде нескольких макетов, то проводится их сводка в общий оригинал. При участии большого числа авторов эта работа составит особую стадию — составление сводного авторского оригинала; она может быть выполнена редактором-картографом совместно с авторами или под руководством консультанта.

При составлении серий специальных карт и особенно атласов в обязанности редактора входит также обеспечение и проверка согласованности между собой содержания авторских макетов разных карт.

Авторский макет вместе с редакционным планом передается в составление, которое обычно проводится в другой организации — на картографическом производстве. Поэтому особенно важно четкое оформление и завершенность всех передаваемых документов: авторских макетов, дополнительных источников, редакционного плана.

Источник: И.П. Заруцкая. Составление специальных карт природы. Изд-во Московского университета. Москва. 1966