Теория цитогенеза сыграла большую положительную роль, ибо, поставив во всей широте вопрос о возникновении клеток, она подвела таким образом базу под проблему их гомологичности.
Теодор Шванн считал, что в явлении цитогенсза впервые был найден общий принцип развития микроскопических структур всех организмов, позволяющий делать заключение о принципиальном сходстве клеток всех тканей и органов. Как мы уже видели выше, сама идея всеобщности клеточной структуры в той или иной форме высказывалась целым рядом исследователей. Но эта мысль нуждалась в четкой формулировке и (что особенно важно) в убедительных доказательствах. Это было блестяще выполнено Шванном, напечатавшим в 1839 г. свой классический труд под названием «Микроскопическое исследование о соответствии в структуре и росте животных и растений». Эта книга быстро получила широкую известность.
Первая часть книги носит чисто описательный характер Шванн старается доказать, что клетки животных морфологически принципиально сходны с клетками растительными. Основным объектом Шванна, из которого он исходил, была ткань хряща и ткань хорды. Действительно, нетрудно видеть, что клеточное строение этих тканей не оставляет никаких сомнений. Клетки повсюду хорошо отграничены оболочками как друг от друга, так и от окружающей среды. Важно отметить, что Шванн, как и все остальные ученые того времени, придерживался взгляда, что наиболее важной структурой клетки является ее оболочка, и поэтому, доказывая всеобщность клеточного строения тканей животных, он всюду стремился доказать наличие четкой и ясной оболочки. Немалые трудности поэтому доставили ему такие ткани, как мышечная, которая состоит из многоядерных волокон. Большие трудности для объяснения представляло также наличие большого количества межуточного вещества в соединительной ткани с типичными для нее волокнами (коллагеновыми). Для последних Шванн принимал, что они образуются путем превращения целых клеток.
Доказав всеобщность клеточного строения, Шванн устанавливает, что все клетки, сколь бы они различны ни были, возникают всегда принципиально сходным образом, а именно путем цитогенеза. Небольшое разногласие между представлением Шлейдена и Шванна заключается в том, что последний считал возможным возникновение новых клеток не только внутри старых за счет зернышек их содержимого, но также из живой бластемы, которая может находиться и между клетками. Принципиального значения эти разногласия, однако, не имеют. Установление самого факта — признание цитогенеза — важно потому, что таким образом выдвигается принцип, позволяющий говорить о сходстве развита клеток всех многоклеточных организмов — как растений, так и животных.
Отсюда уже следовал и вывод о принципиальной сравнимости всех клеток, поскольку признавалось наличие общего принципа развития для всех элементарных структурных частиц организма (клеток).
Работа Шванна богата мыслями, она впервые привела в систему различные факты. Для клеточной теории в целом на данном этапе было неважно, как конкретно надо трактовать процесс возникновения клеток, их генезис. Существенно было установить сам принцип, что все клетки возникают одним и тем же путем.
В своей книге Шванн не ограничился только перечислением ряда фактических данных. В ней мы находим главу «Теория клеток». Она начинается рассуждением о значении теории для конкретного исследования и о значении телеологической и физической (материалистической), как он их называет, точек зрения на природу вещей.
Основные положения клеточной теории, сформулированной Шванном, таковы: первое положение заключается в утверждении, что все ткани состоят из клеток. Второе говорит об общем принципе развития этих структур. Но здесь же Шванн ставит вопрос и о том, какова природа тех основных сил организма, которые обусловливают данный процесс. С телеологической точки зрения, как подчеркивает сам Шванн, силы, существующие в организме, формируют его развитие согласно предсуществующей идее, и основная сила организма (или «душа») развивается согласно определенной цели. Сам он относится отрицательно к признанию нематериального, наделенного сознанием принципа развития. Он прямо пишет, что силы организма совпадают с силами неорганического мира и действуют по законам необходимости без всякой связи с особой целью. В качестве аналогии он приводит в пример силы, действующие в пределах нашей планетной системы. Эти силы действуют по законам необходимости, как и все физические явления, но тем не менее планетная система представляется нам целесообразно организованной. Причина этой целесообразности лежит, как говорит Шванн, «не в самих этих силах, а в Том, Кто так создал материю с ее силами, что они, следуя слепым законам, создают целесообразное целое».
Таким образом, Шванн четко отличал естественные закономерности, по которым протекают все процессы в природе, от «божественной причины». Так, процесс цитогенеза Шванн сравнивает с процессами кристаллизации и отводит им в свой книге довольно много места. Отсюда следует вывод, что поскольку в неорганическом мире (кристаллизация) и в органическом мире (цитогенез) мы наблюдаем сходные процессы, то, следовательно, надо заключить, что все эти процессы обусловливаются одними и теми же силами. Другими словами, процесс клеткообразования Шванн ставит наряду с физико-химическими процессами, отмечая лишь, что эти процессы более сложны и требуют определенных благоприятных условий для своего осуществления. Однако Шванн специально указывал, что не следует ставить знака равенства между процессом кристаллизации и пластическими силами клеток.
Наконец третьим пунктом клеточной теории Шванна является представление о самостоятельной жизнедеятельности каждой отдельной клетки. Шванн представлял себе совокупную деятельность организма как сумму жизнедеятельности отдельных клеток.
Любопытно, однако, отметить, что Швами предвосхитил и такое возражение, что отдельная клетка, будучи изолирована от организма, существовать не может. Он писал, что это возражение против теории биологической самостоятельности клетки аналогично тому, как если бы мы отрицали самостоятельную жизнь пчелы, которая, как известно, вне семьи также быстро гибнет. Этому сравнению нельзя отказать в остроумии, однако логика показывает, что аналогия не есть еще доказательство. Аналогий, при желании, можно подобрать сколько угодно, но они не двигают науку вперед, так как не выявляют сущности явлений.
Итак, третий пункт клеточной теории Шванна можно вкратце формулировать и так, что вопрос о свойствах организма сводится по существу к арифметической сумме свойств отдельных клеток.