Факультет

Студентам

Посетителям

Культурные растения — высшая ступень в развитии растительного мира

Важнейшим этапом в истории человечества и в развитии растительного мира явилось земледелие.

Первые борозды палкой или мотыгой, сделанные человеком на своём поле, первый подбор семян с наиболее урожайных растений, первые удобрения, улучшавшие почву, уже несли в себе условия для изменения дикого, растения в сторону повышения его продуктивности, т. е. в сторону создания из него культурного растения. История земледелия насчитывает сравнительно немного времени — 10—15 тысяч лет. За этот срок человек так преобразовал растения, что, сравнивая современное культурное растение с его дикими предками или родичами, с трудом находишь черты их родства. Сравните, например, небольшое однолетнее растеньице дикой капусты с теми разнообразными формами капусты, которые создал человек в процессе своей земледельческой культуры. Он преобразовал маленькую верхушечную почку в громадный кочан у кочанной капусты; небольшое соцветие — в огромное мясистое тело, утратившее свои функции размножения, у цветной капусты; пазушные почки превратил в кочешки у брюссельской капусты; на стеблях добился утолщений из сочной мясистой ткани и вывел капусту кольраби; увеличил размеры всех органов и вывел кормовую капусту и т. д.

Аналогичные примеры можно привести по любой культуре.

Культурные растения, созданные человеком, явились высшей ступенью в развитии растительного мира. Сейчас насчитывается примерно 1500 видов культурных растений, причем почти все они относятся к цветковым растениям.

Чарльз Дарвин, глубоко изучивший изменения животных и растений в условиях культуры, смог приподнять завесу над прошлой историей органического мира вообще и дать материалистическую теорию происхождения видов.

Чарльз Дарвин положил конец воззрениям на организмы, как на богом созданные и неизменяемые. Из его учения следует, что все существующие виды животных и растений изменяются в процессе развития. Дарвиновскую теорию развития органического мира высоко оценивали классики марксизма-ленинизма. В. И. Ленин писал: «…Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними…».

Материалистическим ядром дарвиновского учения являются три принципа: изменчивость, наследственность и отбор, которые дают материалистическое объяснение целесообразного устройства организмов. Своим учением Дарвин нанёс сильный удар ложным религиозным взглядам об акте божественного творения. Учение Дарвина вызвало величайшую злобу мракобесов.

Дарвин, в основном правильно, материалистически объяснив закономерности прошлой истории органического мира, не смог возвыситься до раскрытия законов для сознательного управления и изменения природных явлений, чтобы созидать новые организмы в интересах человека. Не лишне вспомнить замечательные слова К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Учение Дарвина имело и ошибочные положения. Так, например, основным фактором эволюции Дарвин считал не приспособляемость и изменчивость, а борьбу между организмами одного и того же вида (внутривидовую борьбу). Дарвин некритически воспринял реакционное, человеконенавистническое «учение» Мальтуса и перенес его на органический мир.

Дарвин не вскрыл сущность наследственности и не дал научного объяснения причин изменчивости.

Только мичуринская биология впервые дала научное объяснение процессу видообразования, создала научную теорию наследственности и изменчивости и вскрыла мальтузианские ошибки Дарвина, доказав отсутствие внутривидовой борьбы.

Мичуринская биология, творчески развивая прогрессивные стороны учения Дарвина, очищает дарвинизм от ошибок его основоположника.