Кумыс — это продукт, получаемый из кобыльего молока в результате сложного молочно-кислого и спиртового брожения. Способ приготовления кумыса кочевниками засекречивался и передавался из поколения в поколение в пределах семьи. Невольники, обученные этому делу и производящие этот напиток, ослеплялись.
Первое подробное описание приготовления кумыса, его вкуса и влияния на человеческий организм встречается у француза Вильгельма Рубрикиуса, путешествовавшего в 1253 году по территории, где сейчас находится Татария. Итальянский путешественник Марко Поло (1254—1323) называл кумыс любимым напитком татар и сравнивал его с белым вином.
В русских летописях первое упоминание о кумысе относится к периоду становления Русского государства. В Ипатьевской летописи сообщается, что во время нахождения князя Игоря Северского в плену у половцев (1182) сторожа его, напившись кумыса, опьянели и крепко заснули, чем князь воспользовался и бежал. В другой летописи рассказывается о том, как пленного тверского князя Михаила в Золотой Орде заставляли пить кумыс. Русских послов, посещавших в XIII—XIV веках татарских ханов, угощали традиционным напитком — кумысом. В 1245 году, по данным историка Иловайского, Батый угощал кумысом князя Данилу Галицкого.
В древнерусских летописях кумыс назван «млечным вином».
Русский путешественник академик П, С. Паллас в своих мемуарах в 1770 году писал, что «в башкирские степи съезжался из Московии и с Дону недюжный люд для питья кумыса, так как оный большую пользу для здоровья имеет».
Очень выразительно описал действие кумыса на организм человека врач В. Даль (1843). «Привыкнув к кумысу, поневоле предпочитаешь его всем без исключения напиткам, Он охлаждает, утоляет одновременно и голод и жажду. На кумысе через неделю чувствуешь себя бодрым, здоровым, легко дышишь, лицо приобретает хороший цвет».
Знаменитый писатель — С. Т. Аксаков, наблюдавший быт кочевников, пишет об оздоровительном значении кумыса: «Весной, как только черноземная степь покрывается свежею, ароматною, сочной растительностью, а кобылки, отощавшие за зиму, нагуляют жир, во всех кошах начинается приготовление кумыса, и все, кто может пить — от грудного младенца до дряхлого старика — пьют допьяна целительный, благодатный богатырский напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щеки».
С давних времен существовало мнение, что высококачественный кумыс получается из молока кобыл степной зоны. Глубоко убежденный в этом английский пропагандист кумыса Дж. Каррик в свое время перевез в Англию башкирских лошадей.
В башкирские степи на кумысолечение несколько раз приезжал и великий русский писатель Л. Н. Толстой. Сын его в своих воспоминаниях писал: «Кумыс всегда приносил ему большую пользу. Отец с восторгом рассказывал про свою робинзоновскую жизнь в башкирской кибитке. Отец с удовольствием жил первобытной жизнью. Он любил кумыс и пил помногу. Брал самую большую чашку обеими руками и, не отрываясь, выпивал до конца. Башкир наливает опять и опять. И часто за один присест он выпивал по восемь чашек и больше».
В 1901 году А. П. Чехов, находящийся на кумысолечении в Андреевском санатории (санаторий им. А. П. Чехова), писал: «Пью кумыс и в одну неделю, можете себе представить: увеличился на 8 фунтов». А спустя пять дней в другом письме сообщал: «Прибавился на 11 фунтов, кумыс пью по 4 бутылки в день».
Первая кумысолечебница в Башкирии была построена в 1890 году внучкой С. Т. Аксакова О. Г. Аксаковой при станции Аксаково, несколько позже — «Русская Швейцария» в 5 километрах от железнодорожной станции Глуховская. С 1892 года начинает функционировать большая группа санаториев вокруг железнодорожной станции Шафраново. В 1898 году был открыт Андреевский санаторий Дурилино в 11 километрах от станции Аксеново.
Кумысолечебницы в Башкирии появились и развивались в период бурного развития капитализма в России, поэтому хозяева этих заведений основной целью ставили собственное обогащение.
Превращение кумысолечебниц в общенародное достояние стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции. Их укрепили квалифицированными специалистами и оснастили первоклассным медицинским оборудованием. Туберкулезные санатории превратились в одно из важнейших звеньев в борьбе за ликвидацию туберкулеза в нашей стране.
20 марта 1919 года В. И. Ленин подписал декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения», согласно которого на базе мелких кустарных заведений были организованы крупные кумысолечебницы санаторного типа.
Высокие питательные свойства кумыса объясняются составом кобыльего молока, которое приближается к женскому не только по содержанию молочного сахара, но и по качественному составу жира, белка, наличию витаминов и других веществ, выполняющих важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.
В настоящее время, когда освоено промышленное производство различных медикаментов, кумыс продолжает широко применяться в медицине в комплексе лечебных мероприятий, повышающих резистентность организма. В Башкирии медицинскими работниками (А. Г. Шамаев, 1974) установлено, что при кумысолечении медленнее развивается лекарственная устойчивость микобактерий и больные легче переносят антибактериальные препараты. После кумысолечения больные туберкулезом лучше переносят операционную травму.
Башкирия является крупнейшим в нашей стране центром кумысолечения. Здесь расположены кумысолечебницы «Шафраново», «Юматово», «Алкино», «Глуховская», имени Чехова, имени Аксакова. Кумыс производят не только в специализированных кумысолечебницах, но и в колхозах, совхозах. В летнее время кумыс регулярно поставляется в больницы, санатории, дома отдыха, профилактории и пионерские лагеря. Ежегодно на кумысе в республике укрепляют свое здоровье более 20 тыс. человек.
Источник: В.С. Мурсалимов, Б.Х. Сатыев. Башкирская лошадь. Башкирское книжное издательство. Уфа. 1988