Часто ли вникаем мы в смысл привычных слов? Например, когда речь заходит о культурах, подразумеваются европейская культура, культура инков и т. д.
Но что означают словосочетания «культура бактерий» или «сельскохозяйственная культура»? Имеются ли здесь в виду отдельные формы животных и растений, культивируемых человеком, либо сама культура возделывания земель и производства бактериальных препаратов?
Примерно то же происходит с термином «марикультура», появившимся в научном лексиконе лет десять назад. Обычно под марикультурой понимают частично или полностью контролируемое человеком разведение животных и растений, обитающих в прибрежной зоне морей и океанов, на специальных подводных плантациях и рыбоводных заводах. Но имеем ли мы право относить к марикультуре промысел приходящих на нерест лососей, при котором человек заботится о сохранении генетического фонда стада? Или, скажем, выращивание водорослей в воде, загрязняемой расположенным поблизости химическим комбинатом?
Как утверждают словари, слово «культура» латинского происхождения и обозначает уровень достижений в производственной, общественной и духовной сферах человеческой деятельности. Вероятно, следуя этому определению, марикультурой следует называть лишь научно обоснованное хозяйствование человека в морях и океанах, включающее не только рациональное использование, но и охрану биологических ресурсов. На наш взгляд, это и соблюдение определенного кодекса взаимоотношений человека с живым океаном, включающего моральные, этические, научные и технические аспекты. В конечном счете марикультура знаменует собой поворот от представлений о «человеке-царе природы» к пониманию той непреложной истины, что каждый из маслишь часть живой природы, а океан отнюдь не сточная яма для ядовитых отходов и не кладовая сказочных богатств, которые следует лишь умело брать, не задумываясь о последствиях.
О необходимости перехода от охоты на морских обитателей к их разведению все чаще говорят и экологи. По их оценкам, уже сегодня ежегодный вылов морепродуктов превысил 70 миллионов тонн, приблизившись к предельно допустимой норме, при которой еще сохраняется способность морских экосистем к естественному уровню воспроизводства. Следует также заметить, что запасы многих видов морских обитателей давно подорваны (не составляют исключения охотоморская сельдь, китообразные, котики и др.).
С наибольшей силой экологический кризис ударил по развитым капиталистическим странам. «Лидеры капиталистических, в том числе и «наднациональных», монополий не могут не понимать необходимости коренных изменений в отношении общества к природе, — пишет советский ученый-географ В. А. Анучин, — но эти изменения требуют крупных капиталовложений, которые монополии и стремятся переложить на все слои населения, на налогоплательщиков. Заботу о среде капиталистические монополии на себя брать не хотят, по продолжать по-прежнему грабить природу не могут. Возникло противоречивое положение, усиливающее кризисные явления современного капитализма».
В условиях капитализма развитие марикультуры направлено на извлечение прибыли и несовместимо с интересами охраны природы. Только социалистическое природопользование открывает перед марикультурой поистине безграничные возможности. «…Использовать природу можно по-разному, — указывал Генеральный секретарь ЦК. КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев. — Можно — и история человечества знает тому немало примеров — оставлять за собой бесплодные, безжизненные, враждебные человеку пространства. Но можно и нужно, товарищи, облагораживать природу, помогать природе полнее раскрывать ее жизненные силы… Это наш, социалистический путь…».
В то же время мы должны учитывать достижения научно-технической революции, происходящей в современном мире, и с наибольшей отдачей для народного хозяйства использовать прогрессивный зарубежный опыт.