Факультет

Студентам

Посетителям

Начало технической химии

Конечно, ятрохимики XV и XVI веков были еще очень близки по своим взглядам к алхимикам и Галену. Но в XVI—XVII веках начинает оформляться новая химия — техническая. К этому времени в разных странах уже настолько усложнилось производство различных изделий, требующих химической технологии, что устных секретов и правил стало не хватать. Понадобились описания — предки технологических карт нашей механизированной эпохи. Распространению таких описаний способствовало изобретение книгопечатания.

В темных залах библиотек, там, где хранятся наиболее редкие книги, мне не раз удавалось, после долгих поисков, выудить какой-нибудь старинный фолиант в потрескавшемся кожаном переплете с медными застежками и с длинным-предлинным названием. Удивительные гравюры, прыгающий от ручного набора текст и дата выпуска книги, набранная латинскими цифрами, воссоздавали неповторимый аромат времени…

Алхимик у домашнего очага (по гравюре Питера Брейгеля, XVI век)

Алхимик у домашнего очага (по гравюре Питера Брейгеля, XVI век)

Вот, например, сочинение алхимика, а потом директора Монетного двора, изгнанного из Сьены за мошенничества, Ванноччо Бирингуччо (1480—1539). Его десять книг, объединяющие в себе все области техники, связанные с использованием огня и названные потому «Пиротехнией», были впервые напечатаны в Венеции в 1540 году. Это настоящая энциклопедия «огненной химии». Причем энциклопедия, написанная ясным и доступным в отличие от алхимических трактатов языком.

Нелегким был труд металлургов. Но нарождающиеся технология и фармацевтика требовали ясности и освобождения науки от туманных заклинаний алхимиков

Нелегким был труд металлургов. Но нарождающиеся технология и фармацевтика требовали ясности и освобождения науки от туманных заклинаний алхимиков

Вот двенадцать книг знаменитого врача, физиолога, минералога и металлурга Георгия Агриколы (1494—1555) «О горном деле и металлургии».

Вот книга легендарного ученого и чернокнижника Джованни Баттисты Делла Порта (1537—1615) «Натуральная магия». Она содержит не только практические сведения по химии своего времени, но и массу других технологических рецептов и советов, включая способы подделки драгоценных камней…

Я рассматривал трактаты о гончарном искусстве и об искусстве крашения тканей, об искусстве стеклоделания и об изготовлении керамики. Все это были еще искусства. Но оставалось совсем немного времени, чтобы большинство из них по требованию развивающихся промыслов превратились в отрасли науки.

Техническая химия и фармацевтика требовали ясности, требовали, чтобы по единому рецепту каждый раз получалось одно и то же вещество. И чтобы никаких чудес…

Конечно, алхимия и ятрохимия способствовали накоплению важных практических сведений, без которых, может быть, и невозможно было рождение науки — химии. Но они же возвели на ее пути и немало преград. Алхимия исходила просто из неправильных идей, а ятрохимия очень уж сужала поле исследований…

Главной проблемой нарождающейся технологии технической химии стал вопрос о составе тел.

В алхимии все делалось на глаз. Искусство — ничего не попишешь. В химии-науке все должно было взвешиваться.

Первые закономерности в мире химических превращений позволили заметить весы. Вводить их начали еще арабы.

Но у алхимиков редко один и тот же опыт получался хотя бы дважды с одинаковыми результатами. Каждый итог своей работы они считали чудом, и заклинания в их деятельности играли роль ничуть не меньшую, чем химические вещества и загадочные рецепты.

Но как только в практику работы было введено понятие о точном количестве вещества, сразу же мистический туман стал таять.

Какие демоны выдержат конкуренцию с точным взвешиванием и расчетами?

Иногда говорят: период алхимии был временем сплошных ошибок, эпохой блуждания в потемках и выходов на ложные тропы. Трудно спорить с таким категорическим утверждением, памятуя, что даже основная руководящая идея превращаемости металлов друг в друга была в корне неправильной. Но есть в древней мифологии легенда, включенная в библейский свод, о Сауле — первом царе израильском.

В ней рассказывается, как простой скотовод Саул отправился искать пропавших ослиц из стада своего отца, как встретил он много людей и как, понравившись народу, был избран царем… Так, говорят, пошедши искать овец, нашел Саул царство.

Не кажется ли вам, что эта библейская легенда подходит и для оценки роли алхимии? Ведь алхимики тоже искали: кто золото, кто философский камень, а находили знания, новые вещества и законы химических соединений…

Источник: А.Н. Томилин. В поисках первоначал. Издательство «Детская литература». Ленинград. 1978