Первоисточниками составления основных карт природы служат наблюдения и измерения. Они получаются либо в процессе специальных съемочных работ посредством нанесения полевых наблюдений на голографическую карту или на материалы аэрофотосъемки при их дешифрировании, либо в результате стационарных наблюдений и измерений, фиксируемых в виде числовых и графических материалов. В первом случае приходится иметь дело с составлением карты по обработанным полевым картографическим источникам, во втором — с обработкой числовых материалов или графиков и составлением по ним первоначальной карты.
Полевые наблюдения и обработка полевого материала требуют специальных методов, не входящих в компетенцию картографа (анализы и определения пород, почв, видового состава растительности и т. п.). Полевые съемки и наблюдения, а также их обработку целесообразно выделить как первый этап создания карты.
Наличие картографических источников специального содержания упрощает методы последующих работ камерального характера, приближая их к методам составления общегеографических карт. Однако при современном состоянии изученности природы СССР приходится значительно чаще иметь дело с неоднородными источниками, требующими для их сводки сложных исследований авторского характера. Примером может служить переопределение возраста выделяемых на карте горных пород, перегруппировка растительных сообществ по иному принципу и т. п.
Необходимость выделения авторских работ в самостоятельный этап изменяет обычную схему последовательности процессов создания карты, усложняет ее. На картографических предприятиях основными этапами являются: редакционно-подготовительные работы, составление, подготовка к изданию, издание. Этап авторских работ включает два основных процесса: разработку легенды карты и выполнение авторских макетов или оригиналов — рукописных карт, выполненных с разной степенью точности.
Редакционно-подготовительные работы не могут быть в связи с этим закончены до этапа авторских работ, так как значительная их часть не разделима с авторскими или завершает их. Редакционная работа имеет непрерывный характер и проводится на всех этапах создания карты. Условно можно выделить следующие ее стадии:
- подготовительные работы (до авторского периода), имеющие целью разработку предварительных программных установок и проекта работ, а также организационную подготовку — заключение соглашений между научными и картографическими организациями или с авторами, сбор источников и т. п.;
- редакционно-авторские работы, проводимые редактором самостоятельно при научной консультации или совместно с автором с целью помощи в картографической стороне разработки карты;
- редактирование авторских макетов, включающее их увязку (если в создании карты участвуют несколько авторов), проверку, согласование с другими картами (серии или атласа) и составление редакционного плана, содержащего все указания и сведения, необходимые для дальнейших процессов изготовления карты и подготовки ее к изданию.
Вторая стадия может отсутствовать, если автор выполняет макет карты без участия картографа.
Отдельный этап составит подготовка географической основы. Он может включать составление новой основы или лишь изготовление оттисков с имеющейся основы другой карты, подходящей по содержанию, а также подготовку временной основы для авторских макетов. Основа может быть выполнена по заказу картографическим предприятием. Время выполнения этой работы по отношению к другим этапам может изменяться. Составление основы лучше выполнять до начала авторской работы или одновременно с ней (чтобы не задерживать начала наиболее трудоемкого авторского периода). В этом случае автор использует временную основу, например ранее изданную бланковую карту подходящего содержания и близкого масштаба. Авторский макет, сопровождаемый редакционным планом, передается в дальнейшее производство.
Следующий этап — картосоставительские работы — включает изготовление составительского оригинала и в некоторых случаях раскраску акварелью полученных с него копий.
Для карт, предназначенных к печати, дальше следует этап подготовки к изданию, включающий изготовление издательских оригиналов и печатных форм, печать штриховых и красочных проб. После утверждения красочной пробы производится печать тиража карты.
Для карт, сдаваемых потребителю в рукописном виде, последние этапы заменяются получением копий с составительских оригиналов, их чистовым вычерчиванием и раскраской.
Главным отличием в последовательности и содержании основных этапов создания специальной карты от общегеографической является выделение этапа авторских работ и в связи с этим разрыв комплекса редакционно-составительских процессов на два периода: 1) подготовительное редактирование и составление основы, выполняемые до авторских работ, и 2) редактирование специального содержания, написание редакционного плана и изготовление составительского оригинала, выполняемые после авторских работ. Этот разрыв важно предусмотреть при организации работ.
Приведенная схема последовательности процессов создания карты может существенно изменяться при разном характере работ, например при составлении несложных карт не будет необходимости в подготовительном организационном периоде или в выделении этапа авторских работ. Небольшие по объему работы авторского характера могут быть проведены редактором во время редакционно-подготовительного этапа. В отдельных случаях при тщательно выполненном авторском оригинале можно миновать стадию составительского оригинала. Однако даже для самых простых карт необходимо проведение картографического редактирования авторского макета аналогично редактированию книги, написанной автором.
Все перечисленные этапы составляют единый процесс создания карты и, хотя отдельные этапы и стадии работ выполняются разными лицами (или даже коллективами), ответственность за карту в целом лежит, как правило, на двух лицах — авторе и редакторе — картографе, работающих совместно до утверждения красочной пробы карты.
Источник: И.П. Заруцкая. Составление специальных карт природы. Изд-во Московского университета. Москва. 1966