Великий английский ученый Чарльз Дарвин доказал, что человек происходит от животных, непосредственно от ископаемых обезьян, а Фридрих Энгельс вслед за ним установил, что нашим непосредственным предком была необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян.
При жизни Дарвина и Энгельса не было еще открыто подобной обезьяны. Но за последние двадцать лет английским ученым удалось найти в Южной Африке окаменелые остатки нескольких пород ископаемых человекообразных обезьян, стоявших к человеку ближе, чем горилла и шимпанзе, обитающие ныне в дебрях тропической Африки. Этим новым, наиболее близким к человеку обезьянам было дано название австралопитеков, или в переводе на русский язык — «южных обезьян».
Исследования последних лет установили, что австралопитеки не жили на деревьях и, вероятно, передвигались на задних конечностях. Это открытие подтвердило мысль Энгельса, что таким образом был сделан «решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку».
Что же заставило предков австралопитека спуститься с деревьев на землю?
Наблюдения над современными шимпанзе и гориллой показывают, что они уже не живут только на деревьях, но иногда спускаются на землю в поисках пиши. В прошлом это должно было происходить чаще, так как размножение обезьян приводило к тому, что на деревьях они не могли находить достаточного количества плодов и другой пищи. Надо думать, что та же причина заставляла и предков австралопитека все чаще и чаще спускаться с деревьев, пока они не стали животными, постоянно живущими на земле. Здесь они находили новые виды пищи — насекомых, коренья, мелких животных. Но здесь же им грозили и новые опасности от хищников.
Ногти высших обезьян мало приспособлены для раскапывания почвы. Наблюдения, сделанные над живущими в неволе обезьянами, показали, что шимпанзе очень нравится употреблять палку для копанья. При этом шимпанзе схватывает палку, служащую ему для копанья, самыми разнообразными способами, смотря по надобности, не ограничиваясь применением силы рук, но на твердых местах долбит отвесно вниз, прихватывая верхнюю часть палки зубами и пуская в ход замечательную мускулатуру рта и затылка. Столь же часто обезьяна употребляет для этого ноги: подошвой, в высшей степени нечувствительной, шимпанзе с силой надавливает на верхний конец палки, который держит в руках несколько наискось, и таким образом заставляет ее глубоко входить в землю. Любопытно отметить, что нажимание ногой не было перенято шимпанзе у человека. Так называемого «копания лопатой» на острове Тенерифе в Африке, где производились наблюдения над обезьянами, не знают. Животные на острове уже давным давно приучились после исчезновения зелени во время летнего зноя выкапывать из земли корешки и жевать их. Вначале они делали это рукой, проявляя при этом большое усердие, однако, когда они начали орудовать палкой, они легче и на большую глубину стали прокапывать твердую землю.
Кто наблюдал шимпанзе, рассказывает исследователь, тот вообще не может сомневаться, что при копании-игре и, вернее» именно после того, как он случайно нашел корешки, он продолжает копать именно для того, чтобы достать их. Напряженный взгляд, ускорение копания в определенные моменты, тщательное рассматривание разрыхленной земли, большой интерес к месту закапывания фруктов (нарочно закопанных) чрезвычайно резко отличают поиски в земле от простого копания, как игры.
В этом случае употребление обезьянами палки очень близко походит на применение палки для копания многими дикими племенами. Тасманийцы и австралийцы именно так пользовались заостренной палкой до открытия их европейцами, отыскивая в земле клубни, коренья и мелких животных.
Таким образом, наблюдения показывают, что у современных человекоподобных обезьян есть способность у потреблять предметы, находимые ими в готовом виде, в качестве естественных орудий.
Однако, как замечает Энгельс, «ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа». Обезьяны, как и другие животные, действительно не делают орудий, не зажигают огня, а боятся его. Лишь человек употребляет огонь в качестве своеобразного орудия.
Около костей «южных обезьян» (австралопитеков) ни разу не нашли никаких остатков орудий. Однако можно допустить, что эта чрезвычайно развитая обезьяна могла употреблять естественные орудия: сучья, ветки, крупные орехи, камни. Ведя наземный образ жизни, она была вынуждена искать пищу не только на поверхности земли, но и в ее почве, а также обороняться от хищных зверей.
Если шимпанзе и гориллы, как теперь это установлено зоологами, живут небольшими стаями, то австралопитеки и подавно должны были жить стаями, притом даже более крупными и более сплоченными. Как и современные высшие обезьяны, наши предки — «южные обезьяны» — были общественными животными. Однако эти обезьяны ещё не изготовляли орудий, им не был свойствен настоящий труд. А ведь именно труд и отличает даже древнейшее человеческое общество от стаи обезьян. Общество и труд свойственны только людям.
С тех пор как обезьяны стали ходить на двух ногах, руки их освободились, что создало первые необходимые условия для зарождения труда и общества. Свободная рука могла совершенствоваться в ловкости и мастерстве. Благодаря тому, что голова наших предков выше поднялась над поверхностью земли, зрение их приобрело большой кругозор. Наоборот, обоняние, менее, чем другие чувства, развитое уже у древесных обезьян, с удалением головы от почвы стало еще слабее.
Хождение на задних ногах имело не меньшее влияние и на развитие органов, производящих звуки.
Когда предок человека стал держаться прямее, чем нынешние шимпанзе и гориллы, то его звукопроизводяшие органы, соответствующие органам речи у человека, приобрели более выгодное положение для произнесения звуков.
У человека органы речи состоят из многих отдельных органов, расположенных между гортанью, находящейся в дыхательном горле, и выходными отверстиями рта и носа.
В гортани помещаются голосовые связки, предоставляющие собою как бы две мускулистые губы. Дрожание (вибрация) напряженных, как струны, голосовых связок служит источником человеческого голоса. Выше голосовых связок, у выхода из дыхательного горла, расположен над гортанник, род клапана, закрывающего проход в дыхательное горло при глотании пищи. Еще выше в полости рта имеется нёбная занавеска, или мягкое нёбо, которое отделяет проход в полость носа от полости рта.
Если, открыв рот, посмотреть в зеркало, то можно увидеть свисающий сверху маленький нёбный язычок, которым кончается мягкое нёбо. Двигая мягким нёбом вверх и вниз, человек может закрывать или открывать для выдыхаемой струи воздуха носовой проход; произносимые при открытом проходе через нос звуки речи приобретают носовой. иногда гнусавый оттенок. При дрожании (вибрации) нёбного язычка получается так называемое картавое «р», которое вместо обычного русского «р» произносят многие иностранцы, например, французы.
Самым подвижным и активным из всех органов речи является язык. Сближаясь то своим кончиком с зубами или твердым нёбом, то своей спинкой с зубами, твердым нёбом или мягким нёбом, он образует большинство звуков нашей речи. Наконец, губы могут, округляясь, вытягиваться вперед или. наоборот, растягиваясь, поджиматься к зубам; они могут так же сближаться друг с другом или образовывать щель между нижней губой и верхними зубами.
Все перечисленные органы, которые своим сближением образуют звуки человеческого языка, называются органами речи. Те же самые органы, притом весьма похожие на человеческие, имеются и у человекообразных обезьян. Они должны были существовать и у нашего звериного предка.
Даже у обезьяны и в особенности у других, менее развитых животных, например у собаки, полость рта расположена почти по прямой линии с дыхательным горлом. У предка человека по мере выпрямления его стана и головы полость рта начала постепенно загибаться, пока не стала почти под прямым углом к дыхательному горлу, как это в окончательной форме наблюдается у современного человека. Вследствие этого создавались все более и более благоприятные и удобные условия для бережливого использования выдыхания при произнесении звуков, поскольку значительно увеличивалась длина того пути, каким выходит воздух из легких. Легче стало и изменять (регулировать) дыхание.
Кроме того, человек, даже находясь с открытым ртом, перестал дышать только через нос, как дышит большинство животных, вынужденных постоянно настораживать свое обоняние. Для этого животные смыкают свое мягкое нёбо с поднятым вверх надгортанником, который, однако, у человека уже не употребляется для такой цели. Как считают некоторые ученые, первоначальным назначением надгортанника было отделять рот от выходного пути воздуха из легких с той целью, чтобы воздух проходил через нос и поддерживал остроту обонятельного чувства. У человека это чувство заменено почти полностью чувством зрения, и благодаря этому надгортанник перестал иметь важное обонятельное значение. Уже человекообразные обезьяны могут частично дышать через рот: надгортанник у них невелик, и обоняние сравнительно слабо развито. У человека, однако, надгортанник явно увеличен в размере, что объясняется тем, что у человека надгортанник очень рано стал играть роль органа речи, образуя (например, во многих восточных языках) ряд согласных звуков при своем сближении с краями дыхательного горла. Этот факт любопытен тем, что указывает на глубочайшую древность звуковой речи у человека.
У наших животных предков не могло существовать речи, пока они, даже переселившись с деревьев на землю и научившись ходить на двух ногах, не стали изготовлять искусственных орудий. Лишь с этого момента появляются не только древнейшие человеческие труд и общество, но и сознание приобретает человеческий характер, появляется разумная мысль.
Начав господствовать благодаря труду над природой, общественный человек стал мыслить не только о том, что он в данный момент воспринимал органами своих чувств, особенно зрением и слухом, но и об отдаленном и отсутствующем. Постепенно он приобретал способность думать как о настоящем, так и о прошлом и будущем. Мало-помалу развивалось его воображение, как способность отрываться от окружающей действительности. Эти свойства человеческой мысли и должны были воплотиться в человеческую речь.
Однако мысль в самом начале человечества была еще тесно связана с процессом совместного труда. Поэтому лишь совместный труд породил не только древнейшую мысль, но и первоначальную речь.
Надо, однако, иметь в виду, что эти первоначальные люди еще не были похожи на современных людей. Наукой установлено, что человек прошел в своем развитии от своего появления на земле до наших дней через три ступени:
- первоначальные люди, столь еще похожие на обезьян, что их обычно называют обезьянолюдьми, или питекантропами;
- древние люди, иначе называемые палеантропами, или неандертальцами, обладающие еще многими отличиями от современного человека;
- новые люди, неоантропы, которых раньше в науке принято было называть разумным человеком (по-латыни — гомо сапиенс); к ним относятся и все наши современники, то есть ныне живущие на Земле люди.
Уже у первоначальных людей существовали настоящий труд и настоящее общество. Поэтому первые элементы мысли и речи должны были появиться уже у обезьянолюдей. Но в силу крайней неразвитости и простоты труда, общественного строя и мышления у первоначального человека и речь его не могла быть похожа на современную.