Глубина съемки при использовании черно-белых негативных материалов при естественном освещении не должна превышать 2 м, а при съемке на цветные обратимые или негативные фотоматериалы при естественном освещении для достаточно правильной цветопередачи необходимо, чтобы общая длина прохождения светового потока (поверхность воды-объект-фотокамера) не превышала 3 м.
При естественном освещении подводная фотосъемка должна производиться между 9-10 и 16-17 ч. В зависимости от географической широты местности возможны некоторые отклонения.
Скорость затвора (выдержка) в положении «с рук» при естественном освещении не должна быть более 1/125 с, при большей выдержке происходит «смазывание» изображения.
Для уменьшения яркости промежуточного слоя воды при естественном освещении, съемку необходимо производить через затемненную среду (из теневого места), а при искусственном — путем выноса осветителей ближе к объекту. При мутной загрязненной воде необходимо использовать насадку искусственной видимости.
Для получения негативов хорошего качества дистанция съемки должна быть равна 1/2 расстояния видимости объектов невооруженным глазом, а для получения отличного качества — 1/3. По возможности необходимо применять коррегированные объективы типа «Гидроруссар».
Экспонометр при подводной съемке с естественным освещением должен учитывать яркость среды, через которую производится съемка, т. е. экспонометрия на объект производится с «точки съемки», а не вплотную у поверхности самого объекта, как это делается при надводной съемке. Экспонометрические пробы негативных материалов для съемки при естественном освещении можно проводить на поверхности; пробы проводятся при выдержке 1/125 с, величина экспозиции измеряется шагом диафрагмы. Пробы для искусственного освещения (в частности, импульсных ламп-вспышек) необходимо производить только под водой. Для этого выбирается ряд дистанций (0,5; 0,7; 1; 1,5; 2 и 3 м) и съемка производится при последовательном ряде относительных отверстий объектива для каждого расстояния. Пробы желательно проводить при минимальном естественном освещении, поскольку выдержка при использовании импульсных ламп обычно равна 1/30 с.
Кроме того, необходимо учитывать яркость самого объекта, так как в зависимости от нее экспозиция может достигать разницы в 1-2 шага диафрагмы. При использовании комбинированного освещения могут встретиться три типовые ситуации определения экспозиции.
Диафрагмы, определенные по естественному освещению и в зависимости от дистанции съемки при искусственном освещении, могут быть равны или различаться на 1-2 деления. В первом случае диафрагма закрывается на 1 деление по сравнению с измеренной. Если диафрагмы различаются на 2 деления, рекомендуется для съемки применять меньшую (по относительному отверстию). Если диафрагмы отличаются друг от друга на 1 деление, то принимаемая диафрагма закрывается на 1/2 деления по сравнению с меньшей из определенных.
На шкале расстояний объекта дистанция до объекта устанавливается не по ее истинному значению, а по кажущейся для глаза величине. Если дистанция установлена на объективе по фактическому расстоянию от камеры до объекта, измеренному по линейке, то ее следует увеличить в 1,3 раза.
Для съемки удобно использовать дистанционный упорный штырь или дистанционную упорную рамку. Последняя определяет и границы кадра.
В последнее десятилетие при широком развитии видеотехники фотоаппаратура стала применяться все реже, и сотрудником лаборатории Н. А. Ивановым разработана технология изготовления надежных боксов для видеокамер самой разнообразной конфигурации, массы и размеров. Все они приспособлены к погружению на достаточно большие глубины (до 80-100 м), несут с собой мощные галогенные источники света, выполнены по оригинальной технологии из полимерных материалов. Видеокамера имеет массу преимуществ перед фотоаппаратом — она работает в непрерывном режиме в течение всего погружения, формирует изображение практически вне зависимости от количества света.
При подводных ландшафтных исследованиях зачастую приходится прослеживать пространственное распределение некоторых параметров среды с тем, чтобы определить их фактическое ландшафтообразующее воздействие. При этом многие из, казалось бы, очевидных параметров теряют свою привлекательность в качестве информативных показателей.
К примеру, измерение температуры воды показывает, что в пределах короткого синоптического периода только детальные измерения по очень большому количеству точек и пересечений могут пролить слабый свет на температурные регуляции в ландшафте. Такими методами пользуются рыбаки, пытающиеся установить связь между наличием и отсутствием рыбных скоплений на фронтах теплых и холодных течений.
Другое дело — фиксация пространственного очертания поверхности залегания термоклина в критический период ландшафтных и сукцессионных (фенологических) перестроек. Совпадение пространственных конфигураций изолиний термоклинов может при наложении их на карту ландшафтов пролить свет на механизм формирования ландшафтных полей и их контуров.
Таким же образом прослеживание пространственных очертаний водного тела, обладающего определенной оптической характеристикой, может указывать на некие общеэкологические регуляции формирования продукционных полей на морском дне.