В качестве географической основы для разработки авторских макетов могут служить топографические, обзорно-топографические или бланковые общегеографические карты, копии с изданных карт или со специально подготовленных оригиналов в виде оттисков, фотоотпечатков, а также копии, выполненные вручную на кальке, на световом столе и другими способами.
В авторской работе редко применяются какие-либо технические способы перенесения содержания с источников на рабочую основу макета. Обычно основной способ работы — это локализация специального содержания по контурам основы, географическим названиям, иногда по географическим координатам. Поэтому в содержание рабочей основы, кроме основных элементов — сетки меридианов и параллелей, береговой линии, гидрографической сети, главных населенных пунктов — входят и дополнительные элементы, облегчающие локализацию, но не требующиеся для содержания специальной карты. Чаще всего дополнительными элементами являются: рельеф (не только горизонтали, но и обозначения обрывов, уступов, вершин, скал, ущелий, оврагов и т. п.); контуры растительности (леса, луга, кустарников, редколесья, болот разного типа, камышей и т. п.); контуры обнаженного грунта (песков, каменистых россыпей, такыров) и другие в зависимости от наносимого специального содержания. Все перечисленные элементы входят в содержание общегеографических карт, а специально составленные основы нередко бывают лишены их и обеднены, что затрудняет авторские работы отсутствием ориентиров для локализации содержания.
Выбор масштаба и степень детальности основы определяются требуемой точностью специального содержания, сложностью авторской работы, характером источников. Приходится учитывать, что, с одной стороны, авторский макет удобнее составлять на достаточно подробной основе более крупного масштаба, чтобы упростить локализацию и избежать искажений; с другой стороны, излишняя подробность основы и укрупнение масштаба могут мешать работе автора, замедлять ее и, кроме того, усложнят последующее перенесение содержания с авторского макета на оригинал.
Рассмотрим возможности использования для авторских работ основ разной степени подробности по сравнению с основой, которая будет отпечатана на изданной карте:
- той же степени подробности, что и основа (оттисков с заблаговременно составленной основы проектируемой карты в масштабе издания или увеличенных);
- упрощенных по сравнению с основой проектируемой карты;
- более подробных, чем основа составляемой карты (в том же масштабе или в более крупном).
Первый случай — использование для авторского макета оттисков с составительского (или с издательского) оригинала основы будущей карты — имеет большие преимущества, так как облегчает последующую работу. Этот способ может быть широко применен в тех случаях, когда основа достаточно подробна и на ней нанесены необходимые для локализации специального содержания дополнительные элементы. Технологически это наиболее правильный путь. Он особенно удобен для составления карт комплексных атласов, так как наилучшей основой для карт природы может послужить гипсометрическая или справочная карта того же атласа, содержащая нужные дополнительные элементы. Составление этих карт в плане работы атласа всегда предусматривается в первую очередь. Для удобства работы авторов, не обладающих навыками графики, целесообразно изготавливать увеличенные оттиски рабочей основы.
Для отдельных карт (издающихся не в атласе и не сериями) это путь не всегда приемлем по следующим причинам:
— нецелесообразно задерживать авторские работы до окончания составления основы, если они могут вестись одновременно;
— на многих картах в качестве элементов основы не предусматривается изображение рельефа или контуров растительности, необходимых в качестве дополнительных элементов основы. Специальное составление этих элементов потребует для одной карты (не серийной) слишком больших затрат. Такая работа невыполнима для многих научных организаций, составляющих специальные карты и не имеющих своих картографических отделов. Для этих организаций проще использовать изданные основы — бланковые или общегеографические карты с рельефом близких масштабов или заказать копии с них.
Второй случай — использование упрощенных основ — приводит к недостаточной точности авторской разработки, к необходимости последующей переделки авторских материалов — «пере- укладки» их на новую более подробную основу с привлечением первоисточников. От этого пути лучше отказаться, предоставляя автору рабочую основу соответствующей точности. Еще нередки случаи использования для авторских макетов школьных бланковых карт. Разумеется, они могут быть использованы лишь для составления макетов школьных или схематических карт того же или более мелкого масштаба.
Третий случай — использование основ большей подробности по сравнению с составляемой картой — имеет место при сложных авторских работах, требующих использования разнородных источников, их увязки, интерполирования имеющихся данных с учетом природных связей и т. п. Такие работы легче вести на подробной рабочей основе — на оттиске гипсометрической или общегеографической научно-справочной карты. При небольшой нагрузке специального содержания можно взять оттиски карт в том же масштабе, что и составляемая специальная карта, а при сложных контурах в более крупном. Иногда оказывается необходимым привлечь еще более подробную основу для предварительного составления отдельных наиболее сложных участков авторского макета, с тем чтобы впоследствии перенести их на общий макет. Для этого автору, кроме рабочей основы желательно предоставить или рекомендовать для использования общегеографические карты более крупного масштаба.
Рабочие основы для авторских макетов подготавливают различным путем.
1. На картографическом предприятии часто для рабочей основы используют одноцветные оттиски с составительского оригинала основы, подготавливаемой для издания.
Если карта сложная с мелкими контурами, то для облегчения работы автора с составительского оригинала получают увеличенные отпечатки. Еще лучше получить оттиски с издательских оригиналов основы (если она к этому времени закончена) в виде двух — или трехцветных отпечатков штриховой пробы. Обычно принимают темно-коричневый или синий цвет — для основных элементов (гидрографии, населенных пунктов), светло-коричневый — для рельефа, черный или серый — для подписей.
Если по техническим причинам возможно получить лишь одноцветные оттиски, то лучше отпечатать их серым или светло-коричневым цветом, чтобы дополнительные элементы не затемняли содержание макета. Возможно использование голубых отпечатков, но с ними труднее работать — контуры хуже читаются. Основу надо печатать на плотной бумаге (ватмане или полуватмане), позволяющей производить исправления и раскраску специального содержания. Для авторской работы желательно иметь 2—3 оттиска, что дает возможность составить предварительный эскиз или черновой экземпляр, а затем его доработать.
2. При составлении основы в картографическом отделе организации, не имеющей издательской лаборатории, можно заменить оттиски фотокопиями на матовой бромистой бумаге. Отпечатки лучше делать не черно-белыми, а серо-белыми.
3. Копии с советских карт последних лет издания, не имеющих бланкового варианта и используемых в качестве рабочей основы, рекомендуется заказать на картографической фабрике, в виде штриховых проб, где их выполняют с издательских оригиналов.
Оттиски карт, имеющих светлую фоновую окраску, могут быть использованы для макетов так же, как и бланковые карты. Специальное содержание можно наносить на них черной тушью и яркими красками. Цветные карты не пригодны для работы; их фотографирование также не дает результатов, пригодных для использования в качестве рабочей основы.
4. При необходимости ручного копирования основы карты (например, иностранного издания, редкой карты) лучше всего использовать не кальку или бумагу, а прозрачный пластик и получить с него отпечатки на бумаге контактным способом.
При использовании для авторских макетов изданных бланковых карт и других оттисков на них предварительно наносят рамки составляемой карты, выделяя место, где согласно компоновки будут помещены легенда и врезные карты. Если специальное содержание дается в пределах политико-административных границ, то рекомендуется поднять границу узкой цветной полоской, чтобы выделить рабочую площадь макета и четко ограничить работу автора.
Источник: И.П. Заруцкая. Составление специальных карт природы. Изд-во Московского университета. Москва. 1966