Факультет

Студентам

Посетителям

Работа с магнитофоном для изучения голосов животных в учебной и во внеклассной работе

Теперь, когда мы послушали голоса птиц в природе и узнали об их значении на прочитанного, можно записать на магнитофонную ленту чью-нибудь песню или позыв для школьной фонотеки.

До появления магнитофона песни птиц пытались записывать с помощью нотных знаков. Такой способ их регистрации и прочтения сводился к аранжировке звуков животных по законам музыкальных ассоциаций. Один из примеров такого рода — зоологическая фантазия Сен-Санса «Карнавал животных». Другой способ употребляют до сих пор — он предельно доступен. Этот способ основан на буквенной записи приблизительных звукоподражаний, приблизительных потому, что человек не в состоянии не только воспроизвести, но и даже описать в знакомых терминах многие из вокализаций животных. Звукоподражательная символика наиболее пригодна для описания позывов птиц: «тирл», «цини», «вжжж» и т. п. Но попробуйте обозначить крики журавля или песню черного дрозда или камышовки так, чтобы по вашему описанию их узнали другие! Наконец, наиболее научное описание звуков — в виде осциллограмм, сонограмм и т. д. — могут расшифровать лишь специалисты.

В зависимости от обстоятельств, поставленной задачи, от технических возможностей исследователя любой из перечисленных способов копирования звуков животных может оказаться полезным.

Запоминание оригинала на слух остается неизменным способом опознавания исполнителя. Грампластинка, магнитофонная лента (а теперь уже и видеозапись) — лучшие посредники между «музыкой природы» и нами. С помощью магнитофона мы можем снять точную копию с оригинала. Однажды определив название исполнителя, нам впоследствии для узнавания достаточно послушать его голос.

На первый взгляд все кажется просто: включил магнитофон, направил микрофон на поющую птичку… а она улетела. Неудача. Потому, что запись голосов животных требует некоторой технической подготовки и определенных навыков.

Запись издалека, как правило, получается неважной. Следовательно, к животному надо уметь подойти так, чтобы не спугнуть его. Если наблюдатель ведет запись у гнезда или норы «в засидке», необходимо набраться терпения. На охоту за голосами надо выходить самое большее вдвоем. Важно выбрать время, когда наблюдаемое животное особенно часто издает звуки. Для записи птиц удобнее всего ранние утренние часы; жерлянки настраивают свои «органчики» перед закатом, а озерные лягушки и медведка активны и в сумерках, если тепло. Лучше заранее наметить определенный объект записи и точно выяснить характер его вокализации.

В первую очередь для школьной фонотеки следует записать, конечно, голоса животных родного края: песни и основные позывы птиц, смысл которых удалось выяснить, голоса легко наблюдаемых амфибий (прудовой и озерной лягушек, зеленой жабы), звуки насекомых, например медведки, пчелы, сверчка. Если в городе или поселке есть зоопарк или зооферма, видовой набор записей окажется шире. Постепенно составится зоологическая фонотека, которая оживит проведение биологических олимпиад и окажется полезной в лекционной работе юных натуралистов.

Для записей в полевых условиях годится магнитофон только с батарейным питанием — в лесу электрических розеток нет. Подойдет магнитофон, заправленный свежими батарейками, например «Романтик», «Весна», «Комета-206», «Орбита», «Лира», «Дельфин». Это катушечные портативные магнитофоны. В последние годы в продаже появились кассетные магнитофоны. Они экономичны в расходовании ленты, легки, надежны и по качеству записи не уступают катушечным того же класса. Однако «герметическое» устройство их компакт-кассеты не позволяет произвести монтаж полученной записи. Поэтому для коллекции в фонотеку наиболее удачные фрагменты записи приходится дублировать на катушечный магнитофон.

Катушечные магнитофоны допускают запись на две или даже четыре дорожки, но при записи голосов животных придется ограничиться одной, учитывая последующий монтаж, который проводят с помощью ножниц. Не огорчайтесь, ведь после монтажа неудачный остаток записи можно стереть и вновь использовать ленту. Если же вести записи на обе дорожки, то экономия окажется мнимой, так как ради одного хорошего фрагмента придется хранить всю кассету. Конечно, этот ценный фрагмент можно переписать на другой магнитофон, но оригинал ценнее дубля. В комплект к магнитофону входит также микрофон МД-47, МД-200 или МД-64. Но ветрозащитный экран для микрофона не входит ни в один любительский комплект, а он очень полезен, коль скоро записи проводятся на открытом воздухе. Даже слабый ветер может испортить запись. Оператор, увлеченный наблюдением и записью, не заметит, как легкий ветерок потреплет его волосы и поиграет листьями. А придя домой и прослушивая ленту, он вдруг обнаружит чей-то сердитый рев, срывающийся с динамика: ветерок подшутил. Итак, ветрозащитный экран необходим, и его придется изготавливать самим. Поскольку во многих школах имеются свои мастерские, изготовить это и другие приспособления не составит труда. Основу экрана составляет сферический проволочный каркас диаметром 15 см. Для покрытия каркаса используют старый капроновый чулок («крученая сетка») в 2—3 слоя. Следует тщательно продумать крепление каркаса к микрофону, чтобы во время записи экран прочно сидел на корпусе микрофона, не «елозил», так как малейший шорох, многократно усиливаясь, остается на ленте. Помогают прокладки из поролона или пористой резины. Для прикрепления экрана наиболее удобен микрофон МД-200 с цилиндрическим вытянутым корпусом.

Как вести запись, как приспособить микрофон — держать ли его в вытянутой руке или закрепить в штатив? Штатив предпочтителен в любом случае. Если запись ведется «с подхода», штатив — в простейшем случае это палка с прикрепленным на конце микрофоном — несколько приближает объект записи и в то же время отделяет микрофон от шумящего магнитофона, подвешенного на левое плечо. Во избежание существенных помех необходимо следить за тем, чтобы шпур не задевал палки во время записи. Если же охотник выслеживает объект записи «в засидке», то лучше воспользоваться треногой наподобие фотографической. Микрофон с треногой с помощью 10—15-метрового кабеля выносят в сторону и ориентируют на источник звука, оператор остается у магнитофона. Этот способ записи предпочтителен уже потому, что меньше беспокоит животных.

Во время записи надо следить за отклонением индикаторной стрелки или вибрацией лепестков на индикаторной лампе. Их показания важны для установления наилучшего режима записи и регулирования громкости. Чрезмерно громкий сигнал фиксируется на ленте с искажениями, изменяющими характер звука. Это нужно учитывать при записи таких «громких» птиц, как соловей или зяблик, а также озерных лягушек, квакш. Эти животные подпускают близко, поэтому следует бороться с соблазном подкрасться как можно ближе.

Во время подготовки и проведения записи надо действовать оперативно, спокойно, тихо и по возможности незаметно. Дикие животные совершенно не переносят неосторожного вмешательства в их жизнь. Помните, что вы не одни, с вас не спускают глаз, ваши намерения пытаются оценить, стоит только засуетиться — и у вас ничего не выйдет.

Начинающему охотнику за голосами надо завести еще одну привычку: слушать окружающий шумовой фон. Индустриальные шумы, будь то тарахтенье трактора, гул самолета, стрекотанье мотоцикла и многие, многие другие,— особенно досадная помеха. По-настоящему их начинаешь слышать только после безуспешных попыток получить чистую запись. Не огорчайтесь, эта трудность преодолима. Записывать лучше рано утром, до того, как по дорогам, в особенности железным, начинается интенсивное движение транспорта. Правда, в большом промышленном городе, гул не умолкает даже ночью. Уровень индустриального шума в городе зависит от состояния атмосферы: утром и после дождя, т. е. при высокой влажности, он возрастает, по-видимому, из-за хорошей проводимости насыщенного влагой воздуха. Поэтому в городских парках днем, в солнечную сухую погоду бывает тише, чем утром. (Правда, минимум интенсивности шумового фона не совпадает с пиком активности птиц.)

Биологический окружающий фон также следует взять под собственный слуховой контроль. Если звукооператор задался целью записать, к примеру, песенку пеночки-веснички, нужно следить за тем, чтобы ее не заглушили более громкоголосые соседи, поющие поблизости, например зяблик или пеночка-трещотка. Другое дело, когда нужно запечатлеть звуковую картину просыпающегося утреннего леса — тут все солисты уравнены «в правах».

Теперь несколько слов о монтаже полученной записи. «Сырая» запись редко целиком годится в коллекцию. После прослушивания «добычи» дома охотник обнаружит, что не все одинаково хорошо: этот кусок получился четко, законченно, а следом— объект записи переместился — громкость упала; затем опять подходяще, да все испортил шум проезжавшего грузовика. Словом, ненужное, лишнее — долой. Ножницами вырезают наиболее удачный кусок так, чтобы у песни были начало и конец, а не только середина. С помощью склеивающей ленты подклеивают раккорд для маркировки с указанием вида животного и номера записи. Для монтажа магнитных лент на лавсановой основе рекомендуем лишь склеивающую ленту марки «Свема» со Знаком качества. Ленты других марок обыкновенно плавятся при длительном хранении и совершенно залепляют не только рабочую ленту, но и магнитные головки на магнитофоне.

Необходимые сведения, характеризующие как объект, так и условия записи, заносят на специальную карточку.

Предлагаем стандартную форму такой записи.

1. Инвентарный номер записи. Например: П (1) [I].

Буква обозначает класс, к которому относится объект записи (П — птицы, М — млекопитающие и т. д.). Цифра в круглых скобках — это номер кассеты, а в квадратных — порядковый номер записи.

2. Русское и латинское название животного. Например: обыкновенный скворец — Sturnus vulgaris. Если название животного удалось установить примерно, то лучше обозначить его только русским книжным названием; например, по половым признакам с трудом определяются разные виды коньков или жаворонков.

3. Биологическая ситуация и характер вокализации. Если записана песня, пишем — «песня», если удалось записать позывы, это надлежит пометить и составить краткую характеристику ситуации, при которой сделана запись. Вообще описание должно быть лаконичным, но исчерпывающим, а главное — точным. Нельзя писать о том, в чем не уверен, что не видел, не понял, выдавать желаемое за действительное. Следует воздерживаться от функциональной (поведенческой) классификации позыва, не скупясь, однако, на описание действий животного. В качестве примера предлагаем описание вышеназванной ситуации: «Скворец с кормом в клюве издавал учащенные звуки «вжж» и перемещался с ветки на ветку при подходе наблюдателя к гнезду с птенцами. Гнездо в дуплянке, подвешенной на высоте около 5 м».

4. Место записи и дата. Например: Московская область, Куровской р-н, вблизи ст. Шевлягино, 18 мая 1975 г.

5. Биотоп. Например: поляна среди осиново-березового мелколесья.

6. Техника звукозаписи. Например: магнитофон «Романтик», 9,5 см/с (скорость лентопротяжки). Микрофон МД-200. Лента тип 10. 7. Автор записи.

Эти сведения удобно записывать в разлинованной толстой тетради. Напоминаем, что номер, присвоенный данной записи, в тетради и на раккордной ленте (с которой начинается собственно запись) должен полностью совпадать во избежание путаницы.

Хранить кассету с магнитной записью следует в полиэтиленовом пакете и пластмассовом футляре подальше от отопительных батарей, источников сильных магнитных и электрических полей.