Сновидения до настоящего времени не утратили своей загадочности и притягательной силы как для обывателя, так и для серьезных исследователей физиологии высшей нервной деятельности.
Древние считали сновидения каналом общения человека с Богом. Поэтому содержанию сновидений в минувшие времена придавалось большое значение. Особенно привлекательным казалось предсказание судьбы по увиденному во сне. Суеверные отношения человека к сновидениям (не рассеянным до конца и по сей день) были подкреплены псевдонаучной философией Фрейда в начале XX столетия. Он брался за анализ и толкование снов, считая увиденное во сне бессознательным проявлением «скрытых движущих сил организма». В этой части философия Фрейда базировалась на мистических домыслах, суевериях и не подкреплялась объективными научными исследованиями.
К сожалению, методология изучения физиологической основы сновидений практически остается неизменной на протяжении долгих лет. Наиболее удобным объектом для изучения сновидений служит человек. Основным приемом при изучении сновидений остается анализ субъективных ощущений пациента и их сопоставление с объективными психомоторными и вегетативными реакциями. Факт наличия сновидений и их содержание, записанное со слов испытуемого, соизмеряется с объективными данными, зарегистрированными приборами во время сна, — ЭЭГ, ЭКГ, частотой дыхания, величиной кровяного давления, плетизмограммами, потреблением кислорода, изменением ректальной температуры и др.
Частота сновидений. Большинство людей сообщают о том, что регулярно видят сны. Часть опрашиваемых утверждают, что не видят снов. Одни люди могут в деталях описать свои сны, другие говорят лишь о факте сновидений, но подробности увиденного во время сна не помнят.
Видят ли сны животные? Ответить на этот вопрос с полной уверенностью нельзя, поскольку животные не обладают второй сигнальной системой и не могут описать свои ощущения во время сна. С большой долей осторожности все же можно утверждать, что животные видят, слышат и ощущают сны. При этом более корректно было бы утверждать, что животные, вне всякого сомнения, переживают парадоксальную фазу сна, во время которой человек видит сны. Это подтверждено многочисленными инструментальными свидетельствами с регистрацией изменений психосоматических и вегетативных функций у животных во время сна. Фиксируемые изменения у животных аналогичны тем, что регистрируются у человека на фоне сновидений.
В 2004 г. ученые Чикагского университета записали ЭЭГ у певчих птиц в период их активного состояния, медленного и парадоксального сна. Ученые доказали, что характер биотоков мозга у птиц при пении повторяется во время парадоксального сна, т. е. во сне птицы поют.
М. Wilson et al. (2005) из Массачусетского технологического университета изучали поведение крыс в лабиринте при помощи метода ЭЭГ на разных участках головного мозга животных. Оказалось, что выполнение крысой разных действий в лабиринте (бег по прямой, поворот налево или направо, поворот назад, остановка перед препятствием, обнаружение лакомства и т. д.) сопровождается изменениями на ЭЭГ. Интересно то, что биотоки, возникавшие в гиппокампе крысы во время сна в фазе быстрых движений глаз, повторяли изменения электрической активности этой части мозга животного при работе в лабиринте. По изменениям ЭЭГ гиппокампа во время парадоксальной стадии сна исследователи судили о том, что снится крысе в данный конкретный момент сна — преграда на пути, поворот налево, обнаружение лакомства или что-то еще.
Косвенные данные (результаты наблюдений за поведением спящих животных) позволяют говорить и том, что животным свойственны яркие переживания на стадии парадоксального сна. Автор много раз был свидетелем довольно забавного поведения собак и кошек в процессе глубокого сна. Так, у миттелыпнауцера с полифазным сном в дневное и ночное время в состоянии глубокого сна (отсутствие реакции на раздражители большой силы) регулярно наблюдались быстрые движения глазных яблок при не полностью закрытых глазах, подергивание вибрисс, пальцев передних конечностей и ушных раковин. Часто эта картина дополнялась изменением ритма дыхания. У собаки возникали редкие, но глубокие и резкие вдохи и выдохи. Периодически на выдохе собака издавала звуки, напоминающие тихий и прерывистый писклявый лай (тявканье). В отдельных случаях нервное возбуждение животного во время сна достигала такого уровня, что собака издавала обычный лай, вскакивала на ноги и, пребывая в своих грезах, бросалась вперед. Глаза у нее во время броска были открытыми, зрачки расширенными до предела. Тем не менее зрительного восприятия окружения собака была лишена. Заканчивалось это падением с дивана. Только после удара об пол собака просыпалась и начинала визуально оценивать обстановку. Некоторое время после пробуждения животное оставалось в состоянии недоумения по поводу случившегося. Очевидно, собаке снилось участие в каких-то социально значимых событиях, сопровождавшихся погоней или броском. Ее реальные локомоции выглядели неадекватными поведенческими актами в конкретной обстановке.
Похожее поведение автор наблюдал и у своего кота на стадии быстрого сна. Глубокий сон кота обыкновенно сопровождался быстрыми движениями полузакрытых глаз, резким подергиванием вибрисс, пальцев передних лап и хлесткими ударами хвоста. В какой-то момент сна у кота развивалось прерывистое глубокое дыхание с вокализацией в форме негромкого порыкивания. Иногда кот с внезапным пронзительным воплем вскакивал на ноги, шипел и принимал специфическую агрессивно-оборонительную позу. При этом зрачки кота были расширены до предела, глаза имели «стеклянный вид», на морде отображался оскал. На внешние раздражители (помахивание перед мордой рукой, громкие звуки) он не реагировал. Далее кот внезапно падал, после чего мгновенно просыпался, быстро вскакивал на ноги и некоторое время имел весьма испуганный вид. Явно пережитое во сне находилось в диссонансе с реальным окружением кота.
Специалисты описывают вегето-соматические реакции, характерные для парадоксального сна со сновидениями, и у лошадей. Во время сна лошади максимально расслабляют скелетные мышцы, для чего ложатся на бок и вытягивают конечности и шею. При этом уши и хвост животных остаются неподвижными. На стадии парадоксального сна у животных фиксируют быстрые движения глазных яблок, одышку и тахикардию. У жеребцов отмечают частичную эрекцию пениса. Описаны случаи, когда жеребец, находившийся в парадоксальной стадии сна, внезапно поднимался на ноги и пытался сделать садку на ближайшую лошадь. Возникает подозрение, что жеребец видел эротический сон (Э. Хенгги, 2004).
Приведенные примеры активизации психосоматических реакций и изменений вегетативных функций у животных на стадии парадоксального сна не являются эксклюзивными наблюдениями. Видотипичные проявления парадоксальности физиологического состояния в процессе сна можно наблюдать и у животных самых разных видов: кур, гусей, свиней, ослов. Все эти наблюдения и данные регистрации ЭЭГ позволяют считать, что при парадоксальном сне животные находятся в особом возбуждении. Отстраняясь от внешних раздражителей, они переживают определенные события из своего личного опыта, т. е. на уровне центральных аппаратов зрения, слуха, обоняния или тактильного восприятия в нервной системе животных формируются образы в отсутствие их реальных прототипов в окружающей среде. Если упростить рассуждения о процессах, протекающих в центральной нервной системе животных во время парадоксального сна, то можно согласиться с тем, что не только человек, но и животные видят сны.
Исследования, выполненные на человеке, свидетельствуют о том, что обыкновенно людям снятся зрительные образы, их собственные действия и действия других фигурантов, а также события из личного опыта. Реже человеку снятся звуки и запахи. Условия, в которых человек спит, влияют на характер картины сновидений. Так, в жарком помещении может присниться летняя картина. В холодном помещении вероятны сновидения из зимнего опыта человека. Звуковые раздражители влияют на сценарий сна.
Не менее сильное влияние на образное содержание снов оказывают и раздражения со стороны внутренних органов спящего (переполнение мочевого пузыря, прямой кишки, физические боли, половое возбуждение, жажда). В этих случаях сны содержат сцены, связанные с удовлетворением возникших физиологических потребностей или снятия дискомфортного состояния.
Большую ценность для понимания механизма формирования сновидений у животных и человека представляют исследования сна и сновидений у слепых и от рождения слепоглухонемых людей (Е. А. Громова, 1969). Оказывается, что у слепых от рождения людей сны лишены зрительных образов. Их сны представляют комбинацию слуховых, ольфакторных, вкусовых и тактильных ощущений. Если человек потерял зрение в возрасте старше 6 лет, то он до конца жизни продолжает видеть сновидения со зрительными образами своего детства.
Можно с большой уверенностью утверждать, что основу сновидений у животных составляют зрительные образы с элементами слуховых, обонятельных, вкусовых и тактильных ощущений, которые могут иметь и яркую эмоциональную окраску. Собаки во сне могут яростно лаять или рычать, демонстрируя этим виртуальную злобу или агрессию. Петухи иногда во сне издают боевой клич. Кошки скалятся, рычат, урчат или фыркают на стадии парадоксального сна. Наблюдения за спящими жеребцами-производителями свидетельствуют о том, что они видят эротические сны.
Автор наблюдал у своей собаки поведение, доказывающее наличие ольфакторных и вкусовых компонентов сновидений. Во время глубокого сна на парадоксальной стадии собака иногда принюхивается: учащенно и поверхностно втягивает носом небольшие порции воздуха. Однажды в описанной ситуации автор подложил под нос собаке кусок колбасы. В ответ у пса началось столь обильное слюноотделение, что собака не успевала заглатывать слюну и начала ею захлебываться. Думаю, что таким образом у спящего животного были индуцированы обонятельно-вкусовые сновидения.
Днем, когда мы бодрствуем, наши поступки логично вытекают один из другого.
В картинах же сновидений уживаются самые странные, нелогичные мысли и поступки. Но когда мы спим, эти бессмысленные подчас поступки даже не удивляют нас своей нелепостью. Для сновидений не существует никаких логических законов: умершие воскресают, старики превращаются в молодых, мечты становятся явью.
В начале сна перед человеком развертываются различные зрительные образы, как в кинематографе или спектакле; но вот мы все глубже погружаемся в сон, сновидения становятся уже не спектаклем, а настоящими приключениями с самым невероятным и фантастическим содержанием. Среди сна мы ясно видим далекие предметы, четко слышим голоса и можем ощущать запахи. Содержание сновидений может окрашиваться самым разнообразным настроением: одни сновидения красочны, остроумны, радостны, другие мрачны, туманны и расплывчаты, как тени. Сновидения очень интересовали людей искусства. В литературе, в живописи, в скульптуре снам посвящено немало замечательных произведений. Все, наверно, помнят кошмарный сон Татьяны в «Евгении Онегине» Пушкина, замечательный рассказ Короленко «Сон Макара».
В одних сновидениях мы остаемся совершенно равнодушными, в других испытываем самые острые чувства: плачем, пугаемся, ненавидим, радуемся.
Некоторые сновидения бывают так красочны, что рассказать их просто невозможно.
Если судить по распространенным поговоркам, можно прийти к выводу, что сновидения чаще всего приятны, когда в нашей жизни случается что-нибудь радостное, мы говорим: «Мне это и не снилось», или когда речь идет о прошлом, то говорят: «Все это представляется мне каким-то сном».
Человека всегда занимал вопрос: что такое сновидение? Нашим далеким предкам казалось, что оно приходит из какого-то «другого», таинственного мира.
В древности, когда наука была в зачаточном состоянии, некоторые народы предполагали, что душа спящего человека во время сна отлетает, путешествует, встречается с душами других людей, посещает мертвых. Сновидения объясняли именно тем, что это, мол, и есть жизнь отлетевшей души, ее приключения. В связи с такими представлениями о сновидениях никогда не будили спящего человека из-за боязни, что он во время сна — без души и что душа, вернувшись, не найдет обратного пути.
Некоторые племена представляли, что душа отлетает от человека и вселяется в тело других спящих, чтобы их мучить, или же чтобы предостеречь от какой-то опасности, или указать им, как поступить в том или другом случае.
Поэтому сновидениям придавали очень важное значение в жизни. К ним относились очень серьезно и считали, что сновидение ниспосылается богами и человек, естественно, должен к этому прислушиваться.
Но только ли у человека бывают сновидения? Ученые утверждают, что многие животные переживают во сне нечто похожее на сновидения. Так, собаки рычат, взвизгивают, вертят хвостом, вздрагивают, делают плавательные движения. Животные выражают во сне то радость, то неудовольствие. Считают, что сновидения у охотничьих собак более сложные, и по тому, как собака ведет себя во сне, опытный охотник может заключить, что ей снится: охота на зайца или охота на лисицу. Сновидения бывают не только у собак. Писатель Сэтон Томпсон в своих рассказах о животных утверждает, например, что сны видят также и крокодилы.
У человека сновидения, по-видимому, появляются не с самого рождения, а значительно позже, примерно после шести месяцев; с этого времени ребенок начинает улыбаться во сне, вскрикивать, чмокать губами.
Все ли видят сновидения? Некоторые люди уверяют, что им никогда ничего не снится. Испанский писатель Сервантес в романе «Дон-Кихот» рассказывает, что оруженосцу Дон-Кихота, толстяку Санчо-Пансо, ничего не снилось, и он по этому поводу говаривал: «Я знаю, что пока я сплю, я не боюсь и не наслаждаюсь. Да здравствует тот, кто любит сон!» Римский император Нерон также утверждал, что никогда не знал сновидений.
При подробном изучении этого вопроса учеными было установлено, что в среднем пять человек из ста совсем не видят снов. Один известный философ не допускал такой возможности и доказывал, что сна без сновидений не бывает. Он говорил, что люди, утверждающие, будто они не видят снов, попросту их забывают.
Действительно, мы по себе знаем, что сны быстро забываются, и определенных доказательств в пользу существования она без сновидений у нас нет; очевидно все же, что мы не видим сновидений тогда, когда спим крепко и глубоко.
Но и во время сна творческая работа мозга не превращается.
Из описания происходящих во время сна изменении в организме мы знаем, что нервная система человека в это время живет активно. Вспомните свои сновидения: иногда вы решали задачи, строили планы жизни, подчас с исключительной изобретательностью выходили из самых затруднительных положений. Во сне иногда рождаются мысли, которыми мы пользуемся и во время бодрствования. Изобретателям приход или во сне гениальные идеи, художникам — замыслы картин. Итальянский композитор Тартини во время сложного сновидения сочинил несколько сонат; записав их утром, он был поражен красотой мелодий. Данте задумал свою знаменитую «Божественную комедию» в состоянии сна. Известно, что у Пушкина многие стихотворения оформились во время сна.