Рассмотрим более подробно процесс составления сложной типологической карты с использованием источников различного характера, сложности и точности. Эта работа требует специальных знаний по теме карты. Она может выполняться на авторском оригинале по предварительным эскизам, макетам и первоисточникам или сразу на составительском оригинале, что не меняет ее сущности — творческого научно-картографического труда.
В технологическом плане работа может быть охарактеризована как «составление по разнородным источникам с согласованием источников между собой и их уточнением по топографическим картам». Могут быть предусмотрены различные приемы предварительной обработки источников и технические способы составления. Научная сторона составления состоит здесь в применении описанных раньше теоретических методов: локализации по географической основе с учетом взаимосвязи явлений, уточнении контуров специального содержания путем согласования с взаимосвязанными картами другого содержания, географической интерполяции, экстраполяции и аналогии, научных методов генерализации. Применение теоретических методов обеспечивается разработкой технологической последовательности отдельных процессов картографирования и использованием для каждого из них подходящих технических способов и приемов. Неудачный выбор технических средств и нарушение нормальной последовательности приводят к многочисленным переделкам оригинала, потере точности изображения и как следствие к ухудшению качества карты и увеличению сроков ее создания. Картограф, работая совместно с автором или используя авторские материалы и оригинальные источники, обеспечивает правильную технологию составления на всем протяжении работы.
К началу составления оригинала по разнородным источникам должны быть выполнены подготовительные редакционные работы первой стадии (до авторских работ) или полностью (включая редактирование авторских материалов) и подготовлены следующие материалы и документы.
1. Все источники составления.
2. Схема изученности территории с характеристикой каждого источника, полученной в результате анализа.
3. Предварительная программа карты или редакционный план и макет компоновки.
При совместной работе картографа и автора, когда еще нет данных для написания редакционного плана, ограничиваются предварительной программой и первой частью редакционного плана, включающей проект технологического плана и все указания по составлению основы.
4. Схемы основных и дополнительных источников составления с указанием порядка использования источников на перекрытиях.
5. Разработанная легенда составляемой карты или ее предварительный вариант.
6. Переводные таблицы легенд для каждого источника, легенда которого обобщается или изменяется.
7. Основа для авторского или составительского оригинала (для составительского оригинала жесткая, наклеенная на алюминий, или прозрачная, отпечатанная на пластике, для авторского оригинала не наклеенная, отпечатанная на ватмане).
8. Набор топографических или обзорно-топографических карт, покрывающих территорию составления, и сборная таблица листов (использование топографических карт необходимо для уточнения локализации специального содержания, научных выводов о характере природных связей, размещения, местообитания и т. и.).
9. Наборы аэроснимков на ключевые участки (для составления сводных карт крупного и среднего масштаба), схема местоположения снимков и пояснения к ним.
10. Предварительно составленные адресные карты, обработанные таблицы, схемы.
Имея на руках все перечисленные материалы и документы, картограф-редактор уточняет технологический план, выбирая паи более эффективные способы подготовки материалов для составления и технического упрощения самого процесса составления. Источники заранее обрабатываются, приводятся к общему масштабу, к принятой предварительной легенде.
Составление на оригинале начинается, как уже было сказано, с участков, покрытых более надежными источниками, и с перенесения основных точек и линий, которые легко локализовать на основе. При значительных расхождениях в основах источника и оригинала, несовпадении основных контуров, в натуре имеющих общие очертания, отображающиеся в природном рисунке местности, составление лучше проводить не сразу на оригинале основы, а предварительно в виде макетов на подробной рабочей основе более крупного масштаба.
Составление по несовпадающим источникам проводится только способом ориентирования по ситуации с применением измерения расстояний от известных точек пропорциональным циркулем, с частичным применением способа графической триангуляции.
Для упрощения укладки контуров по несовпадающим источникам рекомендуется сначала (рассмотренным ранее способом) получить с источников прозрачные позитивы, приведенные к общему масштабу, и проверить на просвет совпадение на перекрывающихся территориях, совмещая не кресты сеток, а бассейны отдельных рек и притоков. За твердые точки для совмещения считать устья рек. Выявив, в каких пределах совмещение возможно, намечают порядок перенесения контуров на оригинал или на рабочую основу и выделяют участки полного несовпадения, требующие привлечения дополнительных материалов.
При отсутствии прозрачной основы контуры переносятся путем измерений пропорциональным циркулем. Измеряются расстояния от ориентиров, начиная с наиболее надежных. Прежде всего наносятся пересечения контуров с крупными реками по расстояниям от устьев притоков. Измеряются расстояния от реки на поворотах контура. Полученные точки соединяются. При изменении длины притоков устанавливают относительные расстояния, разделяя реку на источнике и основе на равное количество отрезков. Также по относительным расстояниям переносятся контуры на водоразделах. Пропорциональные отрезки измеряются по линиям, проведенным поперек водоразделов. Детали рисунка при этом способе приходится переносить на глаз, сохраняя подобие.
Источник: И.П. Заруцкая. Составление специальных карт природы. Изд-во Московского университета. Москва. 1966