К средствам и материалам для создания лесопарка, в каком бы стиле или жанре он ни решался, относятся следующие элементы, которые можно разделить на три категории:
1) независимые природные элементы: климат, времена года, часы дня. Вносимые этими элементами изменения в ландшафты не зависят от человека и потому при проектировании лесопарка они только учитываются;
2) зависимые природные элементы; территория, растительность, воды, скалы. Изменения этих элементов полностью зависят от человека;
3) искусственные элементы: постройки, дороги, аллеи, видовые пункты и пр.
Независимые природные элементы
С климатом связан вопрос о водных пространствах, их размерах и размещении. В умеренном климате доставляет удовольствие прохлада и тень, соответственно часу дня и времени года; в климате жарком избегают солнца, тогда как его усердно ищут в холодной стране.
Каждый сезон года имеет свои декоративные эффекты. С весной связано пробуждение природы, распускание и развитие ростков; на газонах появляются нежные ростки трав, деревья снова одевают свой зеленый убор, начинают раскрываться цветы, окрашенные в тысячи колеров. Лето — это природа во всем ее великолепии, когда растительность в полном развитии, и свет сверкает в листве деревьев. Осень — уходящая природа: листья в оттенках золота придают особую, своеобразную красоту лесопарку. Зима — спящая природа: оголенные деревья, все находится под пологом снега.
Эффекты света и тени, придающие декоративность и оживление лесопарку, разнообразны в различные моменты дня. В связи с этим утром, например, должна быть предоставлена возможность наблюдать восход солнца; на участках, где имеются санатории и дома отдыха, нужно устраивать обширные лужайки, позволяющие рождающимся лучам восходящего солнца проникать к зданиям, и т. п.
По мере движения солнца к зениту оно разгоняет тени из всех частей лесопарка. Только в середине июля следует опасаться ослепительности солнечного света. Для этого времени необходимо прибегать к затенению некоторых мест высокими насаждениями, под пологом которых в игре тени и света циркулирует прохладный воздух. Прикрытие из высоких насаждений может контрастировать с густой тенью молодых насаждений, зеленый свод которых, менее высокий и более густой, создает жару и мрак.
Воды, в которых отражаются красивые массы деревьев, пропускающих свет и заслоняющих солнце, более декоративны, чем ярко освещенная масса воды. В середине дня чувствуется слишком ослепительный свет и жара. Чтобы умерить их, приходится прибегать к закрытым аллеям из высоких насаждений, гротам, затененным берегам реки или озера, источникам, протекающим среди зелени, к прикрытым скалам и пр. Чем сильнее дали и переходные планы блещут ярким светом, тем больше нужно увеличивать тень передних планов, которые всегда достаточно освещены.
К закату солнца лучи его постепенно делаются менее горячими, тени снова постепенно удлиняются, свет затухает, но в тонах более теплых, чем утренние. Нужно воспользоваться последними его лучами, чтобы широко осветить переходные планы и, размещая соответствующим образом водные пространства, стараться получить на них отражение заходящего солнца.
Если солнце играет первенствующую роль в ансамбле ландшафтов, то луна также дает очень интересные эффекты. Порождаемые ею свет и тени испытывают многообразные изменения; деревья вырисовываются отдаленными массами, и переходные планы кажутся тогда приближенными и как бы растаивающими. Чтобы их осветить, нужно вводить в ландшафт спокойные плесы воды, достаточно обширные, чтобы посредством отражения луны дать глубину композиции. Если на краю территории находится река, пруд или озеро, то они также должны быть включены в создание эффектного вида путем образования лужаек и видовых просек. Создание водных плато в лесопарках следует считать обязательным; величина их находится в зависимости от легкости или трудности получать воду. Декоративные эффекты водных плато так велики, что нужно стараться устраивать их во всех случаях, если это не противоречит композиции.
Зависимые природные элементы
Территория. Эффекты, производимые разнообразием территории, характеризуются стойкостью и продолжительностью; комбинации форм с помощью перспективы и оптических иллюзий неисчислимы, и производимые ими эффекты могут варьировать до бесконечности. Поверхность территории может быть выпуклой, вогнутой и ровной. Комбинация из этих трех форм заключает все случаи рельефа, которые может иметь территория, и ее красота зависит от пропорций и гармонии их смешения. Формы выпуклые и вогнутые более многочисленны и разнообразны, чем форма ровная, но и ее не следует игнорировать, она должна быть примешана к двум другим.
Склон очень мягкий, вогнутый, представляется глазу ровным, если он не коробится немного выпуклостями. Река между холмиками представляется желобом, если ее не расширить местами путем выравнивания ложа. Можно ввести в профиль места наклонные или горизонтальные, но не надо давать им возможности стать главными. Можно допустить довольно большие ровные части, но при условии, чтобы они были окружены предметами соответствующего размера. Красота и величина их, однако, сами по себе недостаточны, если они не соответствуют контурам равнины: самая правильная непрерывная кайма из самых красивых деревьев не может исправить однообразия плоской территории, но последняя примет лучший вид, если кайма будет искусно прервана, разбита деревьями, отдельно расположенными в углублениях и в отдельных группах.
Из двух территорий, одинаковых измерений и одной формы, с вогнутой и с выпуклой поверхностями, первая покажется более протяженной, чем вторая; она будет, кроме того, более легкой и более изящной на вид. В хорошо расположенной территории должна преобладать вогнутая форма. Посредством долинообразных территорий получают удлинение перспективы, избегают монотонности ровной поверхности и расширяют общий вид ландшафта. Видовые пункты вдоль вогнутой поверхности имеют больший простор, чем в том случае, когда они перерезаны выпуклой поверхностью. При выпуклых территориях с крутыми склонами последние необходимо прерывать частыми выступами из небольших скал.
Применяя выпуклые и вогнутые формы, не следует злоупотреблять слишком резкими противоположностями и эффектами; необходимо во всех случаях добиться хорошо продуманного и гармоничного их сочетания. Низины, балки, очень узкая долина, широкая долина — все это ресурсы, которые не надо оставлять без внимания. Наоборот, их следует подчеркнуть; такая низина или долина в ландшафтном отношении может оказаться достаточной для композиции большого участка лесопарка. Выбирая место под пруд, не нужно упускать, что предусмотренный в пределах ровной местности продольный перспективный вид должен оканчиваться на берегах проектируемого зеркала воды и что последнее должно занимать, главным образом, самую глубокую часть долины.
В общем, планировкой долин должно обеспечиваться максимальное использование естественных особенностей рельефа почвы. Однако такие работы, как земляные насыпи и выемки, иногда совершенно необходимы на естественной территории, чтобы сгладить имеющиеся неровности, смягчить некоторые уклоны, засыпать бесполезные ямы, убрать слишком часто повторяющиеся или мешающие выпуклости.
Нет надобности на вогнутых частях территории превращать в густые леса насаждения, имеющие небольшую полноту. Не следует удалять с территории пригорок или засыпать балку, если они не противоречат общему характеру местности, наоборот, надо ввести их в композицию хорошо продуманным расположением.
Во всех случаях, прежде чем приступить к изменению рельефа почвы, надо отдать себе отчет в ожидаемых результатах, которые от этого последуют и, может быть, вредно отразятся на общем виде композиции. К тому же земляные работы вызывают затрату значительных средств, поэтому в хорошо продуманном проекте всегда нужно заранее точно установить размер выемок и насыпей и экономичность применения тех и других.
Общая волнистость территории должна представлять собою красивую кривую поверхность без бугров, стрелок, вдавленных мест. На видовых линиях нужно стараться образовывать долинки с руслами, представляющими вогнутую кривую.
При реконструкции леса в лесопарк для улучшения ландшафтов необходимо вводить искусственные массивы, группы и одинокие деревья по определенным правилам.
Искусственные массивы
Искусственным массивом называется насаждение с ограниченной площадью, допускающей желаемое ее устройство. Массив обычно состоит из крупных и небольших деревьев и из кустарников или только из кустарников, смотря по декоративной роли, которую ему назначают.
Массивы разделяются на изолированные и зависимые. Если они изолированы, то красоту их рассматривают как элемент самостоятельный, тогда как в зависимых массивах красота частей нх подчиняется эффекту целого.
Изолированные массивы, красивые сами по себе, применяются для уменьшения величины слишком обширной поляны, или, чтобы внести особый, самостоятельный эффект в гущу общего насаждения.
Зависимыми или подчиненными массивами называются те, общий вид которых способствует затенению или созданию фона для других насаждений.
Благодаря незначительной площади искусственного массива, все части его открываются взору почти одновременно и потому легко сравнимы между собою. Композиция такого массива должна тщательно продумываться.
Размер массивов зависит от величины отводимой для них площади, их вид должен быть подчинен месту, которое они заполняют, и эффекту, которому служат. Для усиления декоративности им придают извилистые контуры. Массивами пользуются, чтобы скрыть: границы лесопарка (граничные или окружные массивы); недостатки территории или ограды; сопряжения аллей; дефекты рельефа; неудачные углы пересечения линий; чтобы нарушить монотонность слишком растянутой лужайки; для создания переходных планов по видовой линии и чтобы отдалить или приблизить горизонт.
В зависимости от характера массивов они распределяются по следующим зонам:
а) зона, расположенная вокруг наиболее посещаемых мест, возле санаторий, домов отдыха и около парадных мест, включает на переднем плане наиболее изящные изолированные массивы, требующие усиленного ухода;
б) зона переходная, расположенная между предыдущей зоной и граничной зоной, составляется также из изолированных массивов, состоящих из избранных деревьев и кустарников, но по характеру более тесно соединяющихся с древесной растительностью граничной зоны, чем с растительностью первой зоны;
в) зона граничная включает массивы, расположенные на границе лесопарка или отделенные от нее для нарушения правильности расположения или по какой-либо другой причине. Эта зона засаживается деревьями и кустарниками, в массу которых вкрапливаются растения, сходные с растениями переходной зоны, что придает живописный характер всей композиции.
Массив из деревьев или кустарников одинаковой величины представляет в большинстве случаев слишком однообразную картину, между тем как деревья разных размеров и пород нарушают монотонность массива и создают наибольшую игру света и тени.
Для достижения этого массивы составляют по определенным правилам и при известном составе и соотношении древесных растений.
В массив должны входить:
1) деревья более развитые;
2) деревья менее развитые (если массив значительный);
3) деревья подроста;
4) деревья избранные (для бордюра и выступов): «плакучие», пирамидальные, цветущие или с пестрой листвой;
5) кустарники хвойные — внутри и по опушке;
6) кустарники лиственные — внутри и по опушке;
7) кустарники избранные — для контуров массива.
Породы для образования ядра массива (основной его части) выбирают соответственно почве и климату. Для граничных массивов и для массивов, составляющих фон, предпочтительней местные породы. При подборе растений следует избегать излишней пестроты.
Ядро массива засаживают деревьями более сильного развития, причем они должны включать различные породы, одна из которых размещается с преобладанием в ядре, тогда как другие могут быть помещены на выступах массива.
Независимые массивы могут составляться из деревьев одной породы или из деревьев разнообразных пород, но эти породы никогда не должны быть одного ботанического вида, если они назначены для внутреннего заполнения массива большими массами.
Деревья меньшего развития (более молодые) могут быть тех же пород как и деревья большего развития, если они назначены для замены в определенный момент деревьев большего развития.
Деревья большего развития, составляющие ядро массива, высаживают обычно на расстоянии 6—7 м одно от другого, на глаз, без промеров; в промежутках между ними помещают деревья меньшего развития также в расстояниях 6—7 м друг от друга.
В состав массива обязательно вводят хвойные породы. Наиболее удобным считается следующее размещение растений: одно вечнозеленое на два лиственных или одна треть вечнозеленых и две трети лиственных. В зависимости от условий это отношение может меняться.
Сочетание хвойных деревьев, дающих зелень зимой, с лиственными дополняет друг друга, придает красочность всему массиву.
Внутри массив заполняется кустарниками с высадкой их на расстоянии одного метра друг от друга.
На опушках массива, т. е. на периферийных его частях, высаживают мелкий подрост деревьев из пород, содержащихся в массиве.
По контурам массива образуют бордюр, состоящий из карликовых разнообразных древесных растений, лиственных и хвойных при их чередовании. Породы высаживают в бордюре в отношениях: одна треть лиственных и две трети хвойных или по 50% лиственных и хвойных. Лиственные породы выбирают с учетом времени их цветения — в определенный момент или в течение всего вегетационного периода.
Независимые массивы засаживают породами, отвечающими тем эффектам, которые желают от них получить; цвет их зелени может быть однотонный в случае, если они состоят из одной определенной породы или они могут иметь два и более тонов вперемежку и в желаемых пропорциях.
В значительных по величине массивах породы следует высаживать гнездами, не менее 3 шт. каждой породы к одному месту; кроме декоративного момента, это обеспечивает существование определенной породы в данном месте в случае частичной гибели отдельных экземпляров гнезда.
Породы в посадке бордюра (по контурам массива) распределяются по определенным правилам смешения — одно хвойное дерево и два лиственных и т. д. Хвойное дерево может быть помещено между двумя лиственными одного и того же вида.
Между обработанной частью массива и дорогой устраивают изоляционную полосу, шириной не менее 0,5 м, из газона, если это позволяет опушка; если опушка слишком тениста, полоса заселяется ползучими растениями, переносящими затенение. Бордюр со стороны лужаек делается согласно рисунку композиции плана; в извилинах этой линии высаживают деревья и кустарники, выбранные так, чтобы продолжить массив на самый газон, т. е. чтобы массив постепенно снижался к газону, незаметно сливаясь с последним и скрывая граничную линию между насаждениями и лужайкой. Эта граница всегда портит вид и потому ее делают незаметной путем Посадки растений, брошенных как бы случайно.
Для усиления эффекта и придания посадке большей выразительности внешние края бордюра отделывают многолетними цветами теплых тонов, видных издалека, причем цветы разбрасывают по бордюру группами и одиночно между кустарниками, что усиливает впечатление от бордюра.
Кустарники в выступах массива высаживаются: сгруппированными вокруг одного выбранного дерева; одноформенными группами; варьирующими группами; по два кустарника, окруженных тремя кустарниками другой породы, или в других подобных комбинациях.
Кустарники хорошо группируются по три и по пяти. По четыре их можно группировать только для сопровождения одиноких деревьев.
Деревья, деревца и кустарники, представляющие главный материал для композиции массива, нужно применять с расчетом придания массам растений нужной глубины и высоты. В одном месте контуры могут быть правильно закругленными, в другом — более вытянутыми, неровными; иногда, для достижения контрастов, группы их располагают противоречиво; соединяют посредством переходных связей; делают более темными или воздушными, — составляя их из растений с пышной зеленью, или листвой более или менее легкой, с тонкими стволами. Для придания композиции свежести и блеска соответственно определенному месту и сезону, сосредоточивают в таких местах согласованный состав хорошо облиственных и обильно цветущих деревьев и кустарников, а при необходимости создания тени располагают более крупные деревья, чтобы последующее сплетение их ветвей образовало теневые своды. Если имеющийся естественный массив, окаймляющий лужайку, хотят сделать более глубоким, чем он есть в действительности, то посредством выступов и углублений, образуемых путем посадок и вырубок, придают внешней линии массива сильную извилистость, вследствие чего усиливается впечатление его глубины.
Посредством достигаемых разными комбинациями эффектов, выявляется с максимальной полнотой красота массивов, придающая им особую привлекательность и усиливающая благодаря этому интерес к прогулкам в лесопарках.
Что касается размещения массивов по территориям зон, то в хорошо разработанном проекте предусматривается повторение их тройками: это число позволяет образовать в натуре видимый треугольник, который лучше всего служит для осуществления декоративных эффектов.
Массив должен иметь густой древостой и не должен проглядываться насквозь. Поэтому для первоначальной посадки его берут деревья разной степени развития и кустарники (всего до 10 000 шт. на 1 га).