У истоков человеческого общества
- Этология как наука
- Поведение человека (этнические аспекты)
- Этология как источник при изучении возникновения человека и общества
- Этологический подход к изучению проблем эволюции человека
- Механизмы узнавания родственников у приматов
- Родственные связи как фактор внутригрупповой интеграции у приматов
- Поддержка и кооперация особей в агрессивных столкновениях у приматов и ее связь с факторами родства
- Родственные взаимоотношения и основные ранги в группах у приматов
- Механизм деления групп у приматов и родственные связи
- Реакция самцов и других членов группы на роды и новорожденных детенышей у приматов
- Участие самца и других членов группы в воспитании и заботе о детенышах и его связь с типом организации сообществ у приматов
- Усыновление детенышей в группах у приматов неродственными особями
- Родственные связи и избегание инбридинга у приматов
- Взаимосвязь типа социальной организации и родственных взаимоотношений у приматов и гоминид
- Половое поведение обезьян и поиски моделей сексуального поведения гоминид
- Социальная структура групп и репродуктивные единицы у обезьян Старого и Нового света
- Репродукция у приматов и гибридизация
- Продолжительность сексуальных контактов у приматов и ее связь с морфофизиологическими характеристиками
- Физиологические и поведенческие стратегии репродукции у обезьян
- Социальное положение самок в группе и реализация их репродуктивных возможностей у обезьян
- Различия в стратегиях спаривания у особей одного вида (на примере двух групп бурых макаков)
- Феномен вмешательства в спаривание у обезьян и гипотезы его возникновения
- Основные типы репродуктивных отношений у приматов и современного человека
- Низшие узконосые обезьяны
- Антропоиды. Организация и групповое поведение
- Демографические параметры и их связь с социальной и генетической структурой популяций у приматов
- Этологические механизмы торможения агрессивного поведения в социальных группах у приматов
- Описание и характеристика буферов агрессии у приматов
- Сворачивание агрессивного поведения у приматов
- Динамика торможения агрессивного поведения у приматов
- Количественные показатели буферов агрессии в группах у низших узконосых обезьян
- Взаимосвязь агрессивного поведения и буферов агрессии
- Общие тенденции эволюции механизмов торможения агрессии у приматов
- Возникновение и передача традиций в группах у низших узконосых обезьян и антропоидов. Проблема эволюции орудийной деятельности
- Охота или собирательство: два взгляда на происхождение трудовой, в том числе орудийной, деятельности у гоминид
- Факторы социальной интеграции у приматов и гоминид
- Универсальность как важнейшая предпосылка гоминидной эволюции
Литература: М.Л. Бутовская, Л.А. Файнберг. У истоков человеческого общества. Поведенческие аспекты эволюции человека
В этой книге речь пойдет об исследованиях поведения приматов и современного человека и о том, что нового и важного эти исследования могут внести в наши представления относительно проблемы эволюции человека и общества.
К сожалению, этологическим источникам информации в этнографической и антропологической литературе до сих пор уделялось явно недостаточное внимание. Такое положение вещей вполне объяснимо и связано с объективными и субъективными факторами: 1. Если о сходстве морфологии гоминид и обезьян можно судить весьма точно, то любые рассуждения о поведении наших гоминидных предков всегда являются весьма предположительными; 2. Определенную отрицательную роль сыграли социоэтологические и социобиологические исследования, некорректно использовавшие сведения по этологии животных и человека, способствовавшие пропаганде животной природы человека и примененные в политике для обоснования естественности классового неравенства, расизма и войн. В настоящее время, когда в литературе преобладают идеи о биосоциальной или интегрально-социальной природе человека, существуют реальные условия для того, чтобы осмыслить этологические материалы, избегая при этом крайностей биологизаторства либо социологизаторства.
Проблема возникновения общества является одной из важнейших и наиболее спорных в истории первобытного общества. Для ее решения необходимо использовать данные различных научных дисциплин — не только исторических, но и биологических. Особенно большую роль в реконструкции первичных форм социальной организации может сыграть этология приматов и других высших млекопитающих.
В недавнее время отечественными и зарубежными исследователями было опубликовано несколько работ, посвященных биологическим предпосылкам возникновения социальной организации. Во всех этих работах обращалось внимание на большое значение приматологии для изучения ранних этапов истории первобытного общества. Из наших ученых об этом писали, например, Л. В. Алексеева, М. Л. Бутовская, М. А. Дерягина, Л. А. Файнберг. Немецкие исследователи второй половины 70-х и 80-х годов Г. Беренс и Г. Темброк в своих публикациях отмечали, что анализ организации и поведения современных обезьян служит важным источником информации о групповой организации и внутригрупповых отношениях у ранних гоминид. Американский исследователь П. Рейнольдс посвятил целую монографию доказательству того, что социальное поведение древнейших гоминид развилось на солидном фундаменте биологических предпосылок. Убеждение в необходимости использовать данные приматологии в социогенетических реконструкциях разделяют многие отечественные и зарубежные историки первобытного общества и антропологи.
Мысль о необходимости учета приматологических данных для изучения истоков социогенеза не нова. Еще Ф. Энгельс подчеркивал наличие определенной преемственности между формами организации животных предков человека и социальной организацией древнейших людей. Он писал: «Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными: вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков» (Маркс, Энгельс, Т. 20. С. 488—489).
Некоторые советские исследователи еще в довоенный период стремились развить эту мысль Ф. Энгельса. Так, один из основателей отечественной первобытноисторической науки А. М. Золотарев был убежден, что «существует несомненная генетическая связь между человеческим обществом и животным стадом… Если бы на протяжении многих лет эволюционного развития животные предки человека не выработали известных рефлексов стадного общения, не могло бы возникнуть человеческое общество» (Золотарев, 1964).
К сожалению, до последних десятилетий не представлялось возможным конкретизировать эти положения со сколько-нибудь значительной степенью достоверности. Слишком мало было известно о структуре стад обезьян в естественных условиях, о формах группового поведения. Совершенно недостаточными сведениями располагала первобытноисторическая наука и о природных условиях, в которых происходило превращение древних высших обезьян в прегоминид, а последних в древнейших гоминид. В частности, было неясно, насколько эти природные условия близки тем, в которых обитают современные крупные антропоиды — шимпанзе и гориллы.
Неоднократно предпринимавшиеся в прошлом попытки использовать в качестве источника реконструкции наиболее ранних этапов социогенеза наблюдения над обезьянами в зоопарках мало что дали первобытно-исторической науке. Группы обезьян, живущие в зоопарках, обычно собраны из разных стад. В них часто нарушено нормальное для того или иного вида обезьян соотношение полов. В результате для таких обезьян характерен значительно более высокий, чем в естественных условиях, уровень агрессивного поведения, проявлений зоологического индивидуализма, борьбы самцов из-за самок и т. п. Экстраполяция подобных отношений на прегоминид и древнейших гоминид создавала неверную картину связей между членами древнейшего предчеловеческого и человеческого объединения, приводила к переоценке значения подавления полового инстинкта и других проявлений зоологического индивидуализма в процессе социогенеза.
Лишь проведенные в основном в последние два десятилетия длительные наблюдения обезьян в естественных условиях позволили с известной долей достоверности, но пока еще далеко не до конца и не всегда однозначно представить и интерпретировать структуру стад различных видов низших и высших обезьян, а также отдельных популяций одного вида, обитающих в разных природных условиях. Изучение жизни обезьян в естественной обстановке создало хорошую основу и для исследования на качественно новом уровне животных, живущих в условиях неволи или полувольного содержания, т. е. в клетках, вольерах, заказниках. Теперь проверяют, соответствует ли структура стада, избранного для исследования, структуре стада обезьян того же вида, но живущего в естественных условиях. Только при наличии сходства по всем основным параметрам (численности, половозрастному составу, соотношению высокоранговых и низкоранговых особей и т. д.) начинают исследования. Результаты их позволяют в условиях эксперимента установить многие особенности группового поведения приматов, дополняют данные специалистов, наблюдающих этих животных в естественных условиях.
Что же в организации стад обезьян, их поведении может, на наш взгляд, учитываться при реконструкции наиболее ранних этапов социогенеза? Изучение комплексов показателей группового поведения многих видов обезьян от низших до антропоидов и эволюции группового поведения позволяет утверждать, что виды обезьян с наиболее гармоничным развитием показателей группового поведения, т. е. наличием баланса между дружелюбным и агрессивным поведением, — это виды наименее специализированные в морфологическом и экологическом плане. Они ближе стоят к эволюционной магистрали, если пользоваться выражением А. А. Зубова, чем виды с менее гармоничным развитием комплексов показателей группового поведения.
Поэтому при использовании материалов приматологии для реконструкции начальных этапов социогенеза целесообразно в первую очередь исходить из данных о видах обезьян с гармоничным развитием показателей группового поведения. К таким видам относятся макаки-резусы и бурые, шимпанзе и гориллы, в какой-то мере павианы анубисы и чакма.
Цель данной книги — доказать перспективность и необходимость поведенческих исследований применительно к решению проблем эволюции человека. Мы попытались: 1. Показать необходимость комплексного исследования проблем происхождения человеческого общества с учетом этологических материалов; 2. Уяснить возможность применения конкретных этологических подходов к изучению различных аспектов поведения приматов, включая человека; 3. Провести сравнительный анализ групповой организации разных видов приматов; 4. Выявить отологические механизмы социальной интеграции у приматов; 5. Провести анализ значения родственных связей для функционирования социальных структур; 6. Уточнить особенности сексуального поведения разных видов приматов и их связь с конкретными социальными структурами; 7. Обнаружить предпосылки зарождения орудийной деятельности и «культурных» традиций на уровне низших узконосых обезьян и антропоидов; 8. Построить с учетом всего вышеизложенного модель социальной организации ранних гоминид, описать наиболее вероятный характер взаимодействия особей в группе, показать комплексный характер развития системы поведения на ранних этапах гоминизации.
Лев Абрамович Файнберг ушел из жизни, не дождавшись появления этой книги. Он был настоящим ученым и много сделал для развития истории первобытного общества. Во многом благодаря ему эта наука получила современное актуальное звучание. Лев Абрамович был замечательным человеком и улыбка его украшала наш Институт, а общение с ним доставляло искреннюю радость всем знакомым и близким. Пусть эта последняя его книга будет ему научным памятником и пусть следующие поколения исследователей запомнят его имя и дело. Запомнят, что это был Настоящий Хороший Человек.