После окончания процесса составления на оригинале оформляется легенда. В процессе составления используется легенда, выполненная на отдельном листе. В нее могут быть внесены дополнения и поправки. На оригинале (составительском или авторском) легенда размещается в пределах утвержденной компоновки карты, что нередко требует ее сокращения, сжатия, путем изменения построения или перенесения некоторых пояснений в текстовую часть, если она сопровождает карту. Легенда на оригинале включает все обозначения и подписи к ним без сокращений, выполненные картографическим шрифтом от руки с соблюдением размеров шрифта и заголовков и расстояний между обозначениями и подписями.
Все фоновые обозначения должны иметь порядковый номер (на типологических картах номер может заменяться индексом). Эти же номера или индексы подписываются на карте на каждом выделяемом контуре. На составительском оригинале оцифровка дается для каждого контура для избежания ошибок в раскраске. При издании излишние цифры и индексы, перегружающие карту, могут быть сняты.
При редактировании и рецензировании оригиналов карты нередко возникают замечания по легенде, требующие ее перестройки. Поэтому рекомендуется вычерчивать легенду на миллиметровой бумаге голубого цвета, наклеивая ее на карту резиновым клеем. Это значительно облегчает исправление легенды при помощи монтажа (можно разрезать и передвигать любые части легенды, внося дополнения и изменения).
В процесс составления специальной карты входят разработка фоновых обозначений легенды и изготовление раскрашенного экземпляра карты. Для этого с законченного составительского оригинала получают копию (оттиск или фотокопию) и раскрашивают ее от руки в соответствии с заранее подготовленной красочной легендой. Раскраска оттиска является не только продолжением составления, но и одной из основных форм проверки оригинала, так как хорошо выявляет ошибки, допущенные в контурном изображении. Раскрашенный макет прилагается к оригиналу, дополняя его.
Авторский оригинал содержит фоновую окраску, выполняемую в процессе составления. Обычно при разработке авторского оригинала сначала составляется его контурная нагрузка, затем производится фоновая раскраска и уже по раскрашенному фону наносятся штриховки и значки дополнительного содержания. Раскраска авторского оригинала является первоначальной. Она может быть неудачной, могут быть допущены ошибки в закраске контуров. Однако исправление фоновой окраски может испортить контурную часть оригинала. В этом случае авторский оригинал также дополняется красочным макетом.
Завершение разработки специальной карты (на стадии авторского или составительского оригинала) требует проведения контрольных процессов — корректуры, авторского и редакционного просмотра и утверждения. Для многих специальных карт требуется научная апробация Редакционным советом или другими органами, осуществляющими научно-методическое руководство по данному типу карт (атласу, серии).
В течение работы над картой проводятся следующие процессы контроля:
- корректура картографической сетки;
- корректура составительского и издательских оригиналов основы;
- редакционный просмотр и утверждение основы;
- корректура оттиска основы, полученного для составления содержания (проверка размеров, цвета краски, читаемости);
- корректура специального содержания составленного оригинала, оригинала подписей и красочного макета;
- авторский просмотр оригиналов и красочного макета и по утверждение подписью;
- редакционный просмотр оригиналов и красочного макета;
- просмотр рецензентами и Редакционным советом.
Процесс редактирования является непрерывным и проводится на протяжении всей работы над картой. Но на стадиях, требующих утверждения, редактор проводит полный контрольный просмотр и подписывает карту для передачи и другой цех или организацию для продолжения работы.
По замечаниям корректуры, редакции и рецензий производятся исправления на оригинале и макетах, проверяется выполнение исправлений, после чего оригинал утверждается ответственным редактором для передачи в дальнейшее производство для подготовки к изданию.
Авторский оригинал также подвергается процессам контроля и утверждения и может быть передан в производство так же, как и составительский оригинал.
Авторские макеты не корректируют, так как они не являются завершающей стадией составления.
Контроль законченного оригинала при передаче его для подготовки к изданию имеет целью проверить полную завершенность работы, исключить ошибки, допущенные в процессе работы.
При корректуре оригинала специальной карты проверяются; соответствие использованным источникам (с учетом проведенной генерализации), правильность локализации специального содержания и увязка его с основой. Корректируются размеры, числовые показатели, обозначения количественных показателей, градаций, проведенные при этом вычисления. Проверяется соответствие легенды и карты, полнота легенды, правильность закраски контуров на красочном макете, индексы и оцифровка.
Завершающий редакционный просмотр имеет целью проверку построения легенды карты, текста ее пояснительных подписей и соответствия легенды изображению на оригинале. Каждое из условных обозначений просматривается по всей карте, одновременно проверяется и отбор объектов. По всей карте сравнивается степень обобщения контуров. Проверяются все произведенные изменения по авторским и другим замечаниям, по новым материалам. В редакционном плане и в формуляре отмечаются все изменения по отношению к первоначальным установкам и источникам. Редактор проверяет красочный макет, общую читаемость карты, выразительность принятых условных обозначений и окрасок. Необходимые изменения в оформлении могут быть даны в виде указаний по оформлению, передаваемых вместе с оригиналом для подготовки к изданию. Редактор устанавливает завершенность составительских работ по карте.
Источник: И.П. Заруцкая. Составление специальных карт природы. Изд-во Московского университета. Москва. 1966