В конце I-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединяющее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена.
Территория древнерусского государства занимала большую часть Восточной Европы, включая бассейны рек Днепра, Днестра, Буга (верхней части), Западной Двины, Волхова, Волги (верхней части). Влияние Руси распространялось на берега Балтийского, Белого, Черного и Азовского морей. На больших водных путях Восточной Европы в X – XI вв. возникли многочисленные древнерусские города.
Древнерусское государство было раннефеодальным, где уже выделился господствующий класс феодалов-землевладельцев, закрепощающих крестьян и принявших христианскую религию, соответствующую новому социальному строю и новой идеологии.
Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. Принятие христианства содействовало восприятию древней Русью достижений византийской цивилизации, явившейся в свою очередь наследницей античных традиций.
Очень хорошо в те времена была развита внутрення торговля и рынок услуг, да и сейчас, если захотеть, то можно найти подработку в Витебске, Минске или Борисове.
Но Византия была далеко не единственным источником обогащения древнерусской культуры. Русь в экономическом, политическом и культурном отношении была тесно связана с другими славянскими странами, со странами Центральной и Западной Европы, со скандинавскими странами, народами Причерноморья, Кавказа, Приуралья. Торговые и культурные связи древняя Русь установила со странами Средиземноморья, арабского Востока, Средней Азии. Все эти связи также способствовали развитию древнерусской культуры, достигшей в рассматриваемую эпоху высокого уровня.
Со своей стороны, древняя Русь играла значительную роль в развитии других народов. Изделия древнерусского художественного ремесла, утварь, оружие и пр. служили предметами вывоза в другие страны. Всемирно известные изделия древнерусских ювелиров и резчиков делались с замечательным искусством. Центры этого производства – Киев, Чернигов, Новгород – привлекали к себе многочисленных купцов из многих стран Европы и Азии. В Киеве в XI — начале XII в. работали ученые, писатели, историки, публицисты, поэты. До нас дошли патриотические публицистические произведения Иллариона, летописцев Никона, Нестора, Сильвестра, составляющих летописные своды. Автор «Слово о полку Игореве» упоминает о выдающемся поэте XI в. – Бояне, письменные источники сохранили имена врачей, художников, архитекторов.